«Чтобы гитара звучала, как оркестр»
22.11.2019
Год назад, 15 ноября 2018 года, в Москве от болезни сердца скоропостижно скончался один из самых своеобразных и оригинальных музыкантов мира — гитарист Иван Смирнов. Ему было 63 года. Коренной москвич. Однако для калужан, мало-мальски интересующихся музыкой, это имя имеет большое значение. Международный фестиваль «Мир гитары», придуманный калужанином Олегом Акимовым 24 года назад, теперь уже явление мирового масштаба. В Калуге выступали величайшие гитаристы мира: Пако де Лусия, Эл Ди Меола, Маклафлин, Стив Вай, Висенте Амиго, Стенли Джордан, Канизарес, Ларри Кориэлл, Томми Эмануэль... И все сочтут за честь приехать на фестиваль в Калугу. Однако талисманом фестиваля был и остаётся Иван Смирнов. Почему именно он? Так произошло само собой.
Лучший акустический гитарист России. Обаятельнейший человек, напрочь лишённый амбиций и корысти, отец восьмерых детей и дедушка 17 внуков!
Музыка для меня состоит из обертонов, потом ритм – как дыхание, потом звук – как глубина и наконец – пространство, которое, где хочешь, заполняешь, а где-то оставляешь свободным. И еще ярость нужна!
Он являлся ярчайшим музыкантом своего поколения, ни на кого не похожим, ни на кого не оглядывающимся.Семиструнка
Фортепиано Ивану преподавал сам Владимир Дашкевич. А в 14-летнем возрасте он увлёкся гитарой, и вся дальнейшая жизнь была связана с этим инструментом. Первой гитарой Ивана Смирнова была семиструнка за 7 рублей, подаренная мамой.– В 12 лет в пионерлагере впервые услышал гитару и влюбился, – говорит Иван Смирнов-младший. – Попросил у мамы в письме купить ему – и она купила.
А первой профессиональной гитарой Иван обязан старшему брату Дмитрию, священнику. Стоила она 1500$. Музыкальные критики называют музыку Смирнова исконно русской, с нотками благородства и православия.
– Я случайно увидел Ивана в телепередаче «50 Х 50» в 1997 году и был просто потрясён его игрой, – вспоминает Олег Акимов. – Через знакомых московских гитаристов нашёл его телефон. Набрался смелости и предложил приехать. Это был 4-й фестиваль. Спонсоров тогда практически никаких не было. Но он согласился выступить за копеечный гонорар. Публика была в восторге! Так произошло наше первое знакомство. С тех пор он стал постоянно приезжать в Калугу. Наверное, только в пяти фестивалях не принимал участие – не совпадал гастрольный график.
Корни
Его отец — физик-ядерщик, но вообще семья издавна принадлежала к духовному сословию: прадед, отец Василий Смирнов, был настоятелем одной из московских церквей. Его расстреляли в годы террора. Сегодня он причислен к лику новомучеников. По этому пути пошёл и старший брат Ивана: отец Димитрий Смирнов — настоятель восьми московских церквей и известный церковно-общественный деятель.– Отец Дмитрий, папин старший брат, обнаружил документы о нашем прапрадедушке отце Василии, который был расстрелян на Бутовском полигоне и сейчас причислен к лику святых новомучеников российских, – уточняет Иван-младший. – отец Василий был одно время настоятелем храма Николы Заяицкого, а когда приход закрылся, служил по разным храмам, например, Григория Неокесарийского на Полянке. Он не мог оставить служение, поэтому перестал общаться с детьми по договоренности, чтобы сохранить им жизнь. Его внучка Ольга, родная сестра нашего деда, вспоминала, что на Новый 1937 год пришёл Дед Мороз, общался с детьми, держал ее на коленях. И она узнала родного дедушку! А потом он ушел, чтобы пропасть насовсем. Его расстреляли 1 июля 1938 года.
Прапрадеду посвящен храм в Конькове, мы были на освящении его в 2014 году. Храм во имя cвященномученика Василия, протоиерея Московского.
Иван Смирнов похоронен в Москве, на Пятницком кладбище. Отпевание музыканта прошло 17 ноября в Большом соборе Донского монастыря, а панихиду возглавлял протоиерей Димитрий Смирнов, родной брат покойного.
Мировое явление
Тем, кто слышал светлую, глубокую, чистую, божественную, наполняющую всех счастьем музыку Ивана Смирнова, невероятно повезло. Его дело продолжают два сына – Михаил и Иван, о которых он как-то сказал: «Они меня в вечность продвигают».– Я бы сказал, что он был явлением – не только в гитарной музыке, но и вообще в мировом искусстве, – говорит Иван Смирнов-младший. – Потому что он сочетал и перерабатывал музыку вообще, без привязки к жанрам или национальности, и одновременно нес в себе тот русский дух, который был заложен в нем предками.
Михаил и Иван-младший – профессиональные музыканты. Их брат Алексей занимается инвестициями. Дочери тоже связаны с музыкой. Ольга закончила дирижерско-оркестровый факультет, и вместе с Верой, младшей сестрой, организовали хор. Вера учится в педагогическом на музыкальном и преподает. Лена – художник, училась в Суриковском на живописи. Люда училась в медицинском. Маша – филолог, закончила МГУ.
Отец
– При том что приходилось много работать, часто бывать на гастролях, папа был настоящим отцом – он дал нам столько любви! – говорит Иван-младший. – Сейчас, когда этот поток прекратился, очень хорошо это понимаешь. Папа никуда не делся. Но близости этой живой, осязаемой уже нет и не будет. Папа был очень патриотичным человеком и переживал болезненно все, связанное с нашей страной. Например, мы пристально следили за Крымскими событиями. У нас с Крымом много общего. Папа с мамой в Коктебеле познакомились. Мы часто туда ездили детьми.– А что читал отец?
– Был у нас такой анекдотический случай. Летом в деревню к нам приехал дядя — отец Дмитрий, прилег на диван, нащупал книжку, смотрит, а это «Эликсиры сатаны» Гофмана. Он: «Господи, помилуй!» Берет другую: «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Он: «Господи, помилуй!» А третья была, кажется, «Бесы» (смеется.).Музыка
– В музыке он требовал абсолютной точности, в этом был очень придирчив. Мог сказать: «Я этому посвятил не один год, а ты так небрежно играешь!» И поскольку он был для нас авторитетом, приходилось стараться соответствовать, – говорит Иван Смирнов-младший.Музыку Ивана Смирнова многие пытались описывать, но ее надо просто слушать. Стиль фьюжн (по-английски «сплав», «слияние») предполагает не только виртуозное владение инструментом, стилем, доскональное знание особенностей разных культур, но главное – раскованное сознание. «Музыкант играет не пальцами, а сердцем», – так говорил сам Иван Смирнов.
– В звуке он был перфекционистом, хотел, чтобы гитара звучала, как оркестр, – говорит Иван-младший. – У нас всегда один только саундчек (настройка звука) три часа занимал. Отец говорил: «Хорошая музыка рождается, а плохая придумывается».
Фото: Владимир КОРМИЛЬЦЕВ.