19 февраля, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Боец остаётся бойцом

19.02.2026

Орденоносец, гвардии сержант ВДВ, он еще со школьной скамьи решил связать свою жизнь с армией. И теперь, по прошествии лет и даже после утраты здоровья, он нисколько не жалеет о своем выборе.


Три колодца и Калуга

Анатолий Девушкин родился в городе Учкудук в Узбекистане через пять лет после развала СССР. По матери и отцу у него только русские корни. Девичья фамилия матери – Глинская. Сейчас Анатолий пытается установить родственную связь с этой одной из самых известных в России княжеских фамилий. Не для того чтобы потом на что-то претендовать, а чтобы знать свои корни.
Семья Девушкиных, как и многие другие, была вынуждена искать в России спасение от узбекских националистов. Калуга стала для них родным городом.
Сразу после окончания 11-го класса Анатолий пришел на прием к военному комиссару Октябрьского округа полковнику Андрею Иванову и сказал, что хочет служить в армии. Военком одобрил решение выпускника, помог встать на военный учет. Медкомиссию Анатолий прошел без каких-либо замечаний со стороны врачей и без ограничений. Парень мечтал о воздушно-десантных войсках. И мечта осуществилась.

«» Я русский, горжусь своей причастностью к родине Маршала Победы. Всегда стремился хоть в чем-то быть похожим на нашего легендарного земляка.


Крылатая пехота

Девушкин попал в Псковскую дивизию ВДВ, в 104-й полк, в который входила легендарная 6-я рота, геройски погибшая в бою с многократно превосходящей ее бандой боевиков в Чечне. Анатолий стал снайпером.
За годы службы (а их было шесть) Анатолий совершил 86 прыжков. Самым сложным, по его словам, был первый прыжок – пришлось преодолевать боязнь высоты. И потом было несколько нештатных ситуаций во время десантирования. Однажды запутались стропы и парашют раскрылся частично: был ужасный удар при приземлении, но кости, к счастью, остались целы. В другой раз купол парашюта снесло ветром на высокое дерево, а десантник повис на восьмиметровой высоте. Пришлось обрезать стропы и осторожно спускаться. Хорошо, что это было не в боевой обстановке.
Еще в дни срочной службы Анатолий твердо решил, что продолжит свою военную карьеру по контракту. Всего таких контрактов у Девушкина было три.

Угроза с неба

В 2019 году его полк направили в Сирию, на защиту российского аэродрома Хмейним. Именно там Анатолий и его боевые товарищи впервые узнали такую диковинную в ту пору конструкцию, как БПЛА. Правда, дроны, которые запускали боевики, были не боевыми, а наблюдательными. Но и их нужно было уничтожать, так как они давали целеуказание минометам и артиллерии.
После Сирии полк передислоцировали в Беларусь, на границу с Украиной. 23 февраля 2022 года командир полка объявил общее построение по случаю Дня защитника Отечества. Десантники прошли по плацу торжественным маршем с песней. Тогда еще никто ничего не знал, кроме командиров. Но уже поздно вечером бойцам начали выдавать боекомплекты к стрелковому оружию и сухой паек из НЗ, который разрешается использовать только в случае войны. Ночью полк выступил колонной. Это было 24 февраля, начало спецоперации. Двигались в Киевском направлении.
Первый бой и первые потери были в Буче, которую нацисты вскоре сделают местом чудовищной антироссийской провокации. Потом были бои в городе Черпень на подступах к Киеву. А затем объявили о прекращении огня на время переговоров в Турции. После переговоров полк получил приказ выйти из Киевской области.
– По договоренности никто не должен был открывать огонь во время отвода наших войск, – вспоминает Анатолий. – Мы не стреляли, а по нам лупили со всех сторон. Было много двухсотых и трехсотых. Вот чего стоили обещания нацистов.
В апреле 2022 года полк занял позиции близ города Изюма на Харьковщине. Создали укрепрайон для отражения атак противника. Обстреливали постоянно. Новая встреча Анатолия с дронами оказалась для него роковой. Находясь в карауле, он заметил в небе беспилотник и сообщил о нем начальнику караула. Начкар определил, что это наш разведывательный БПЛА. Потом показался еще один разведдрон. Теперь Анатолий понимает, что это был украинский наводчик. Не успел он доложить о нем командиру, как с позиций противника донесся характерный гул: начали работать вражеские реактивные установки «Град». Первый снаряд разорвался недалеко от Анатолия.
– Все мое лицо, особенно глаза, резко обожгло, в ту же секунду я потерял сознание, – рассказывает боец. – Когда очнулся, понял, что почти ничего не вижу. Лицо и глаза горели. Наверное, снаряды были начинены хлором. Из санчасти отправили в госпиталь в Белгородскую область, в Валуйки, затем в военно-медицинскую академию в Питер. Там провели операцию и определили, что у меня разрыв сетчатки обоих глаз.
За это ранение и проявленную в карауле бдительность Анатолия наградили медалью «За отвагу». А до этого был еще и орден Мужества за бои в Киевской области.

Верить в себя

Анатолий признан инвалидом первой группы, но по какой-то нелепости не может уже несколько лет получить причитающихся ему выплат. В госпитале врачи почему-то записали, что потеря зрения является не военной травмой, а последствием заболевания еще на гражданке.
 – Как же тогда инвалида по зрению могли призвать в десантные войска да еще сделать снайпером? – удивляется Анатолий.
Он не сдается и продолжает добиваться справедливости.
А вот по жизни боец не хочет считать себя инвалидом. Он постоянно входит в число призеров чемпионата России по пауэрлифтингу для незрячих, увеличивает свои нагрузки и приближается к паралимпийской сборной России, беседа с тренером которой уже была. А еще постоянно встречается со школьниками, рассказывает о своем боевом пути, учит их верить в себя.

Игорь ФАДЕЕВ 
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА и из архива Анатолия Девушкина