5 февраля, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Без права на жильё

05.02.2026

В нашей области есть всего лишь одно сельхозпредприятие, где сохранилось ведомственное жилье, – ООО «Маяк». История с жилфондом бывшего одноименного колхоза, расположенного в Горках Перемышльского округа, тянется уже несколько десятилетий. Десятки судебных процессов, стихийные митинги селян, жесткая полемика руководителей - чего только не было в этой истории. И света в конце тоннеля пока не видно.

Дела давно минувших дней

А начиналось все еще в советскую эпоху, когда на государственный кредит в порядке эксперимента в «Маяке» начали строить дома со всеми удобствами. Колхозники получали заветные ордера и селились в комфортные квартиры. Их жилищные условия мало чем отличались от городских - в жизнь воплотился популярный лозунг «Сотрем грани между городом и деревней!». Так было с конца 60-х годов до развала СССР. Хозяйством тогда  руководил легендарный Иван Григорьевич Кузнецов, чье имя сейчас носит одна из улиц в Горках. За содержание жилья и коммуникаций отвечала специально созданная колхозная служба ЖКХ. 

Пришла рыночная эпоха, в 1991 году был запущен процесс приватизации жилья. Тогда, еще при жизни Кузнецова, колхозное жилье решением правления было внесено в неделимый фонд - закреплено в собственности сельхозпредприятия. Таким образом, работники и ветераны «Маяка» лишились возможности приватизировать свои квартиры. В лихие времена этот шаг стал важным фактором сохранения кадрового потенциала, а значит, и самого хозяйства.

При новом руководителе Валерии Еремееве «Маяк» выстоял, не провалился в пучину банкротства, как многие другие. Колхоз, ставший сельхозартелью, оставался передовым и по многим показателям входил в первую десятку лучших хозяйств региона. Но ситуация с жилищным бесправием колхозников стала набирать обороты. Валерия Ивановича и правление артели начала терзать череда непрекращающихся судов, периодически вспыхивающие митинги и собрания. Пыталось вмешаться даже руководство области. Еремеев стоял на своем, категорически отказываясь выводить жилье из неделимого фонда. Непримиримую позицию он объяснял примерно так: мол, приватизируют колхозники квартиры и уедут из Горок в поисках лучшей жизни, а жилье свое продадут людям случайным, пришлым, не имеющим к хозяйству никакого отношения. А приедет в «Маяк» молодой специалист - где колхоз ему угол найдет?

Если говорить о гранях между городом и деревней, то в Горках плата за не принадлежащее людям жилье была в несколько раз выше, чем у собственников квартир в Калуге. Да и сами дома и коммунальные сети, не знавшие капитального ремонта несколько десятилетий, подходили к пику своего износа. Колхозная коммунальная служба постепенно была сокращена до минимума. Ее работа во многом легла на плечи самих жильцов, которые, если речь шла о серьезном ремонте, собирали совет дома, сбрасывались и нанимали профессиональных коммунальщиков. Так, по словам представителей местной администрации, они вынуждены поступать и сегодня. 

Такая вот ситуация: люди не владеют квартирами, в которых проживают, но вкладывают в их ремонт собственные средства, чтобы создать элементарные условия для нормальной жизни. При этом опасаются, что в один «прекрасный» момент могут оказаться на улице. А ведь такие случаи в Горках уже были. И вот еще один.

Решение принято

Когда Нина Михайловна Стехина и ее дочь Ирина пришли в нашу редакцию, из их взволнованных сбивчивых объяснений поначалу ничего нельзя было понять. Но когда я услышал, что дело происходит в Горках, то стало ясно - речь идет о застарелой проблеме. 

В 2022 году правление ООО «Маяк», являющегося сегодня подразделением компании «РумелкоАгро», приняло решение о продаже квартиры, где проживала Нина Стехина и члены ее семьи - всего пять человек, в том числе один несовершеннолетний ребенок. 

Правление предложило ветерану сельхозпредприятия, в котором она проработала бухгалтером 30 лет, другую квартиру на той же улице Кузнецова. Она отказалась.

- Из квартиры, где наша семья жила с 1974 года, я не собиралась никуда переезжать, - объяснила Нина Михайловна Стехина. – В это жилье мы вложили немалые собственные средства: заменили двери, поставили пластиковые окна, сделали многое другое, обустроили приусадебный участок. Здесь выросли наши дети, родились внуки и правнуки. 

Справедливости ради следует заметить, что был предложен и еще один вариант: хозяйство безвозмездно дарит семье ту самую квартиру, в которой она проживала долгие годы. Но и на это Нина Михайловна с домочадцами не согласилась. Не беремся судить о причинах ее отказа принять жилье в собственность. Сама же Стехина объясняет его опасением подвоха, неверием в добрые намерения нового руководства сельхозпредприятия. Логика действия которого, кстати, тоже за гранью нашего понимания. 

В поисках справедливости

Статья 40 Конституции России гласит, что каждый имеет право на жилье и никто не может быть лишен его произвольно. А выселение возможно только в предусмотренных законом случаях и в судебном порядке. Претендент на квартиру Нины Михайловны (надо заметить, что он местный житель, однако в хозяйстве никогда не работал) пошел в суд.

В апреле 2023 года в Козельском районном суде состоялось слушание по иску новоявленного собственника о признании гражданки Стехиной утратившей право пользования квартирой по адресу: улица Кузнецова, дом 10, с дальнейшим выселением ее и проживающих там членов семьи. Суд первой инстанции поддержал иск и постановил, что Стехина и члены ее семьи, включая несовершеннолетнюю девочку, подлежат снятию с регистрационного учета и выселению. 

Нина Михайловна с родственниками обошли самые разные инстанции, добиваясь справедливости. И нашли-таки ее в областном суде. В августе того же года апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда решение суда первой инстанции было отменено. 

Вроде бы счастливый финал. Но нет. Весной прошлого года, когда Нина Михайловна находилась в больнице и остальные жильцы отсутствовали, была взломана входная дверь в квартиру, а потом на ней установили навесной замок. Как рассказывают местные жители, происходило это не без участия нового собственника. Причем личные вещи членов семьи остались в квартире. 

Нине Михайловне 78 лет, никакого жилья у нее и ее дочери нет. Она вынуждена была временно обитать в гостинице, которую оплачивали дети. Потом некоторое время ютилась в Калуге в однокомнатной квартире сына, потом – в малогабаритке у внука. 

Женщина уже не знает, кому верить. Пачка ее жалоб, обращений в разные инстанции и ответов на них растет с каждым месяцем, но ситуация не меняется. У представителей регионального отделения Общероссийского народного фронта, которые вместе с нами приехали в Горки, чтобы разобраться в крайне запутанной ситуации, возник резонный вопрос: почему отдел службы судебных приставов Перемышльского округа вопреки решению областного суда никак не способствует тому, чтобы Нина Михайловна и ее родственники получили право на беспрепятственное возвращение в квартиру, где они раньше проживали? 

Кадровый стимул или чемодан?

А что же новое руководство ООО «Маяк»? Как оно расценивает эту ситуацию?

- Продажа квартиры происходила до моего назначения руководителем хозяйства, - объяснил генеральный директор Павел Окорочков. – С Ниной Михайловной я не знаком, ко мне она не обращалась, да и про ее жилищные проблемы узнал только от вас. Хотя по-человечески я ей сочувствую. Что касается жилья в собственности сельхозпредприятия, то это вынужденная мера для привлечения к нам специалистов. Часть жилого фонда нами восстановлена именно для этих целей.

Что ж, руководство «Маяка» здесь можно понять: предприятие развивается, нужны новые кадры. Вряд ли журналисту уместно давать советы руководству хозяйства. Однако выскажу свои соображения. В регионе сегодня успешно действует программа «Комплексное развитие сельских территорий», по которой строятся не только отдельные дома для специалистов, но и целые коттеджные поселки. Самый свежий пример – село Пеневичи Хвастовичского округа. Наверное, благоустроенные коттеджи для молодых аграриев были бы привлекательнее старых двухэтажек. Ремонт кровли, отделка квартир, замена внутридомовых коммуникаций не решит проблемы крошащихся панелей и изношенных уличных сетей полувековой давности. Давно надо было бы этот коммунальный «чемодан без ручки» передать в муниципальную собственность как непрофильный для сельхозпредприятия актив. Стоит ли отвлекать силы и средства от главной задачи – обеспечения продовольственной безопасности? Впрочем, хозяевам виднее.

Право и правда

- Хочу спокойно прожить остаток жизни в квартире, которую мне предоставил наш председатель Иван Григорьевич Кузнецов, - говорит Нина Михайловна. – Годы, которые моя семья отдала этому хозяйству, дают мне на это право. 

На улице Кузнецова, неподалеку от дома со спорной квартирой, собралась толпа местных женщин. Увидев нас, они наперебой закричали:

- Опять пришли выселять бабушку? Сколько можно! Дайте ей спокойно пожить!

Пришлось объяснять, для чего мы приехали. В разговоре с женщинами выяснилось, что они полностью на стороне Нины Михайловны. Да и каждая из них, проживающих в ведомственном жилье, опасается, что в любой момент может оказаться в таком же положении. Людей в Горках объединяет общая проблема: жилищное бесправие.

Не претендуя на достаточную компетентность в юридических вопросах и на полное понимание описанной выше конкретной ситуации, рискну все же предположить: если в Горках все останется как есть, история Нины Михайловны Стехиной повторится с кем-то из ее односельчан. 

Игорь ФАДЕЕВ 
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА