30 декабря, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

Абхазия: страна души, душа страны. Часть первая

08.11.2019
    В середине октября автор этих строк принял участие в работе Международного журналистского центра, который функционирует при Альянсе руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС). Местом проведения мероприятия на этот раз стала Республика Абхазия. Грех не поделиться впечатлениями от посещения этого благословенного края.

   1. По святым законам гостеприимства

    Вскоре после того, как Всевышний сотворил людей, обратился он к представителю каждого народа: «Приходите завтра в полдень ко мне, буду вам земли раздавать». Собрался в путь и абхаз. Запряг рано утром коня, но только выехал за ворота, видит – бредет мимо усталый путник. Ну как не помочь человеку! «Заходи, - говорит, дорогой, будешь мне гостем». Накрыл абхаз стол, накормил-напоил путника как положено, дал отдохнуть и проводил со двора с подарками. Только солнце уже высоко, не успеть ему теперь к назначенному часу. Приехал ко Всевышнему под вечер, когда все народы свои земли уже получили. «Почему опоздал?» - спрашивает Господь. «Гостя принимал», - отвечает абхаз. «Гостя принимать – дело святое. Вот только как же с тобой быть, земли-то для тебя не осталось». Подумал Всевышний и решил: «Есть у меня в запасе один чудесный край – для себя берег. Но уж коли ты к гостям так относишься, - награжу тебя, забирай». Так по легенде обрели абхазы родину.

    Абхазы называют свою страну Апсны, что ученые переводят как «страна апсов (абхазов)», а сами они - как «страна души». Здесь действительно живут люди с широкой, доброй душой. Кстати, Абхазия была во времена СССР лидером по числу долгожителей на тысячу населения. Феномен сей аборигены объясняют просто: «Злые люди долго не живут».

    Приверженность многовековым традициям – главная, пожалуй, идеологическая скрепа абхазского народа. А одна из главных, нерушимых традиций – гостеприимство.

- Принимал абхаз гостя. День принимает, два, три – гость сыт-пьян, доволен. А у абхаза дел не сделанных копится и копится. Вот на четвертый день собрался гость домой. Попрощался, вышел во двор, оседлал коня. Хозяин вышел провожать. Кричит вслед: «Дорогой, оставайся, еще хоть на денек задержись у меня!». Гость и развернул коня. Возвращается, спрыгивает с седла: «Уговорил ты меня, друг, еще денек-другой погощу у тебя! Скажи, куда мне коня привязать?». Помолчал хозяин и ответил: «За язык мой привяжи!».

    Анекдот этот рассказал нам Руслан Кокоскерия, хозяин родовой усадьбы в селе Дурипш неподалеку от Гудауты. Усадьбу эту знает, наверное, каждый приезжающий в Абхазию турист. Здесь традиционным застольем заканчиваются многие экскурсионные маршруты. Агротуристическая идея пришла в голову Руслану лет 15 назад и удачно воплотилась в жизнь. В сезон за столами в гостеприимной усадьбе собирается по 500-600 человек. В Дурипш едут не только насытиться, но и прикоснуться к исконно абхазской культуре, быту, традициям. Хозяин ведет экскурсию по усадьбе - показывает туристам свой плодовый сад, винный погреб, процесс приготовления предстоящей трапезы, родовое кладбище…

    Да, абхазы хоронят своих родственников рядом с домом, на специально отведенном участке сада: «Здесь, на этой земле они родились, жили и обрели вечный покой. Здесь они с нами. И предки нас на этой земле держат – разве продашь усадьбу с кладбищем».

    Руслан рассказывает не замолкая – о своем народе, о селе, о родовых правилах, о прошлом и настоящем.

    - Слава Всевышнему, не было, нет, и, поможет Господь, не будет на нашей земле никаких заводов и фабрик. Всё нам дает эта земля, что нужно для жизни, всё нас устраивает. Так было, есть, и, дай Господь, будет вовеки.

    Не смолкает хозяин и на застолье, взяв на себя роль тамады – так и сыплет тостами: обстоятельными, мудрыми, цветистыми.

    «Тост – это молитва» - говорят абхазы. И это не шутка, не бравада. Абхазское понятие «тост» переводится как «новая молитва». Весь ритуал застолья наполнен здесь сакральными смыслами, и все его тонкости требуют неукоснительного соблюдения.



    Роль тамады в застолье трудно переоценить – он «ведет стол» на протяжении всей трапезы. Избирается для выполнения этой почетной и ответственной миссии человек уважаемый, велеречивый и, что очень важно, способный много выпить, не теряя рассудка. Тамада произносит все тосты. Он, конечно, может предоставить слово гостю, но в свой, известный только ему черед. Не будучи в курсе этих правил мы, бывало, попадали впросак, намереваясь рассыпаться в благодарностях принимающей стороне в часы неформального общения за столом с абхазскими коллегами – пыл наших тостующих неизменно охлаждался укоризненными взглядами хозяев.

    Первый тост абхазы всегда поднимают, обращаясь к Всевышнему за благословением (в упрощенном варианте – «за Всевышнего!»). Далее следуют тосты «за народы», «за мир», «за святых и святыни», «за ангела-хранителя», «за время, в котором живем», «за павших героев» и так далее, и так далее. А ближе к концу застолья поднимают бокалы за здоровье каждого из присутствующих. В общем, в нескольких словах рассказать об этом сакральном действе нельзя, как и о целом своде неписаных правил поведения за «правильным» столом.

    Здесь, пожалуй, уместны будут несколько слов о религии. 65 процентов абхазов причисляют себя к православным христианам, 15 процентов – к мусульманам. Но вряд ли приверженность заповедям этих религий, например, постам, или полному запрету спиртного в исламе, сочетается с постулатом «тост – это молитва». В Абхазии мировые религии круто замешаны на очень древних местных верованиях.

    … Столы в усадьбе Руслана Кокоскерия ломятся от традиционных яств. Здесь исконная мамалыга – крутая каша из кукурузной муки или крупы, божественные хачапури, соленые сыры из козьего и коровьего молока, нежное копченое мясо, густой соус из фасоли – абхазский вариант лобио, обжигающая рот аджика, баклажаны с начинкой из ореховой пасты, острая капуста со свеклой, шашлыки, овощи и зелень с огорода, фрукты из сада. На импровизированной сцене очаровывают гостей зажигательными горскими танцами юные джигиты и черноокие точеные красавицы. А Руслан все поднимает тост за тостом: за Всевышнего, за народы, за мир, за здоровье каждого из присутствующих…

Фото: Юрий РАСТОРГУЕВ и Виктор РУДЕНКО.