Кому нужны муки до полуночи?
14.12.2018
Жизнь давно доказала, что перегруженность в школе и дома отвращает детей от учебы, отбивает к ней интерес. К тому же в компьютерный век на школьников кроме уроков обрушивается лавина всевозможной информации, которую нужно еще успевать просеивать. Сегодня почти каждый второй ученик, чтобы сдать ОГЭ и ЕГЭ, обращается к репетиторам. Это еще дополнительная нагрузка. Дети устают, впадают в депрессию, у них ухудшается здоровье. Порой доходит до абсурда - школьникам на дом задают изучение теории по технологии или физкультуре. А потом мы восклицаем: качество знаний детей с каждым годом снижается.Многие родители с ужасом вспоминают время, когда их ребенок учился в начальных классах. Дети постоянно приходили из школы домой, чтобы что-то дорисовать, долепить, доклеить, узнать и записать погоду, выучить стихотворение.
В шестом классе одной из школ по географии дети пишут календарь погоды в Москве. Родители спрашивают учителя, где это узнать, если мы живем в Калуге. В ответ слышат: интернет вам в помощь. Ну ладно, мы недалеко живем от столицы. Интересно, а школьники, живущие в Краснодаре или Архангельске, тоже должны писать о погоде в Москве? По литературе изучают малоизвестных современных писателей, рассказы которых, мягко сказать, сомнительны с литературной точки зрения. По математике в среднем звене буквально заваливают задачами, с которыми даже родители с высшим образованием не могут справиться.
Чтобы разобраться в ситуации, мы провели опрос среди родителей, школьников и учителей.
Мама шестиклассника калужской школы № 45 Ольга С.:
- В прошлом году у нас был какой-то особенный учебник по математике, не такой, как в других школах. Дети проходили комбинаторную математику. Зачем она нужна детям в пятом классе, когда даже родители в ней разобраться не могут? Три дня родители были в шоке. В итоге зашли на сайт готовых домашних заданий и просто списали. К сожалению, учитель в классе не объясняет, говорит, что все очень просто. В итоге нам помог знакомый… из Калининграда. По видеосвязи прислал ребенку объяснение, как решить задачу.
Мама ученика третьего класса лицея № 9 Лидия Г.:
- Просто убивают домашние задания по английскому языку. В учебнике задания написаны уже на английском: прочитайте и переведите. Это хорошо, что я изучала английский, понимаю. А что делать тем родителям, которые изучали немецкий или французский? Ведь ребенок еще, по сути, только буквы выучил! Он по-русски еще не может грамотно писать, а тут задания сразу на английском языке. Потом «Окружающий мир». В основном все задания по этому предмету с уроков переносятся на дом. Дается, к примеру, картинка с кошкой. Задание: назовите ее породу. Где это можно узнать? В интернете. А если его нет, что делать? Иногда домашние задания по «Окружающему миру» приходится весь вечер делать. На другие предметы просто времени не остается. Ребенок должен ложиться спать.
Отец ученика 6 класса школы № 18 Андрей А.:
- У моего сына два раза в неделю по семь уроков. Домой он приходит в 14.30. Ребенку остается только пообедать и сразу же начинать делать уроки. А если ребенок хорошо учится и делает все домашние задания, то у него уходит на это весь день. Только в восемь вечера он заканчивает подготовку к урокам. Свободного времени у ребенка нет вообще. Отдельно хотел бы сказать про так называемые презентации. Это профанация. Ребенок самостоятельно справиться с тем, что от него требуется, объективно не может. Поэтому все эти презентации сваливаются на родителей.
Сергей, одиннадцатиклассник:
- Больше всего нас грузят «домашкой» по математике и русскому языку. По русскому очень много сочинений приходится писать. Никуда не денешься - подготовка к ЕГЭ. По остальным предметам вроде задают как обычно, завалов нет.
Анна, ученица 10 класса:
- Вообще я считаю, что выполнение задаваемых уроков зависит от конкретного ученика. Так в каждом классе и каждой школе. Кто-то добросовестно относится к этому, кто-то отлынивает, хочет больше погулять или на диване поваляться, а потом тупо списать домашние задания у одноклассников. Еще надо брать в расчет, конечно же, семью, родителей. У кого-то родители неравнодушны к учебе своих детей, проверяют, что они делают, как готовятся к урокам. А чьим-то предкам - до фонаря, делает их сын или дочь домашние задания или нет.
Учитель математики Оксана Л. (Малоярославецкий район):
- Стараюсь подойти к домашнему заданию дифференцированно - от слабых учеников к сильным. Задаю блоками на неделю (допустим, в старшей школе); на выходные стараюсь не задавать уроков (в 5-6 классах). Считаю, что домашние задания должны быть творческими, чтобы дети могли подумать, найти информацию или другой способ решения. Раньше объем домашнего задания считался 30 процентов от решенного на уроке, сейчас все поменялось. Такой рекомендации нет. Поэтому учителя должны смотреть сами. Я не вижу смысла задавать большой объем заданий на дом из учебника. Многие дети списывают, поэтому и приходится придумывать домашние задания самим учителям.
Александр Аникеев, министр образования и науки региона:
- Проблема перегрузки детей домашними заданиями реально существует. Это зависит прежде всего от учителя. Перегрузка детей заданиями на дом свидетельствует о некомпетентности педагога, его низких профессиональных качествах. Изменить ситуацию можно только путем дозирования объема домашних заданий. Принципиальная позиция нашего министерства, и мы ее доводим до всех школ, заключается в следующем. Во-первых, основное содержание учебного материала должно быть усвоено на уроке. Во-вторых, всякое ДЗ должно быть обосновано с педагогической точки зрения. Прежде чем его задать, учитель должен для себя понять, зачем он это делает.
- Проблема перегрузки детей домашними заданиями реально существует. Это зависит прежде всего от учителя. Перегрузка детей заданиями на дом свидетельствует о некомпетентности педагога, его низких профессиональных качествах. Изменить ситуацию можно только путем дозирования объема домашних заданий. Принципиальная позиция нашего министерства, и мы ее доводим до всех школ, заключается в следующем. Во-первых, основное содержание учебного материала должно быть усвоено на уроке. Во-вторых, всякое ДЗ должно быть обосновано с педагогической точки зрения. Прежде чем его задать, учитель должен для себя понять, зачем он это делает.
Нужно четко понимать, какую образовательную и воспитательную нагрузку несет в себе домашнее задание. Мы не должны допускать профанации, когда родители к этому подключаются. К сожалению, многие учителя не понимают, что, перегружая детей ДЗ, они снижают образовательный, педагогический эффект. Дело в том, что сегодня любое задание можно списать, его можно взять из интернета, можно в конце концов спихнуть его на родителей. Зачем нам это нужно? Нам необходимо, чтобы домашнее задание носило характер закрепления знаний, полученных на уроке. Контроль объема домашних заданий должен вестись администрацией школы, в том числе и директором. Этот вопрос должен обсуждаться на классных и общешкольных родительских собраниях.
Несколько лет назад, если не изменяет память, в региональном профильном ведомстве высказывались о том, чтобы провести эксперимент по отмене домашних заданий. Большинство специалистов и, естественно, родителей это приветствуют. Думается, что в условиях современной школы это вполне разумный и логичный шаг. А если невозможно совсем отменить домашние задания, то надо их не только свести к минимуму, но и взять под более жесткий контроль. А то у нас почему-то получается нестыковка: в министерстве против перегрузки учеников, а многие родители по-прежнему жалуются на учителей, что те заваливают детей заданиями на дом.
Рисунок Виктора АРТЕМЬЕВА.