27 апреля, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Путь неблизкий, но быстрый

08.11.2019
    5 октября 1999 года к платформе станции Калуга-1 впервые подошел красивый пассажирский электропоезд повышенной комфортности – экспресс. С того дня время следования до Москвы по железной дороге сократилось больше чем на час и занимает теперь, если, конечно, ехать на экспрессе, немногим более двух часов. Начиналась эра скоростного железнодорожного сообщения между Калугой и столицей.

    Встречающие поезд на перроне калужане, не скрывая своего любопытства, осматривали вагоны, в которых многие затем начали ездить в Москву. Всего их было десять: пять – первого класса, три – второго и два – третьего. «Если вагоны третьего класса представляли собой обычные полумягкие чистые сиденья с обивкой светлых тонов, во втором классе стояли кресла. как бы «позаимствованные» из туристических автобусов класса «мерседес», да еще со столиками, то первый… Бары, видеосистемы с несколькими телевизорами в каждом вагоне, туалеты… Шик, блеск, красота!» – писала об этом событии одна местная газета. Прибывший первый экспресс в Калуге даже освятили, что тогда еще было далеко не обычным и не привычным делом.

    Скептики потом замечали, что курить в тамбурах вагонов в электричке было нельзя, а спиртное в барах не продавалось. Но зато ехала она, не кланяясь каждому столбу, а прак Экспресс в будущеетически без остановок, делая их только в Малоярославце, Обнинске, Наре. Потом даже в Наре на какое-то время остановку отменили, но теперь она снова есть.

    Две памятные даты, связанные с железными дорогами, отмечали калужане в 1999 году: 
  • 125-летие первого прибытия в Калугу железнодорожного поезда;
  • 35 лет, как из Калуги в Москву отправилась первая электричка.

    Расценки на одну поездку в 1999 году в экспрессе были такими: 1-й класс – 45 рублей, 2-й класс – 39, 3-й класс – 32. В то время они мало отличались от проезда до столицы в междугороднем автобусе. Руководство железной дороги механизм формирования стоимости билетов объясняло так: «Мы не ставили задачи как можно больше взять из кармана пассажира. Мы сделали их такими, чтобы 20 человек обслуживающего персонала поезда получали достойную зарплату».



    Современную железнодорожную технику для Московской железной дороги производил подмосковный Демиховский машиностроительный завод. В пути машинистам помогал автопилот. Калуга стала в 1999-м пятым российским городом после Твери, Рязани, Тулы и Орла, с которым столицу связало скоростное железнодорожное сообщение.

    И хотя Калугу и Москву так и не связали ни свой «Сапсан», ни свой «Стриж», время быстро показало, что железнодорожные экспрессы являются очень востребованными. Во-первых, из-за непродолжительного времени в пути, которое было выигрышным даже по сравнению с автобусами и машинами, которые скоро начнут стоять в пробках на подъезде к столице. Во-вторых, Киевский вокзал, куда они прибывают, находится в центре города, а в-третьих, тем, что, покупая билет на экспресс, пассажир получал законное место в вагоне, чего никак не гарантировала обычная пригородная электричка.

    Но и обычные электрички не отставали. Они подтягивались вслед за экспрессом и тоже модернизировались. С 2016 года большинство из них стали современными составами с биотуалетами в головных вагонах. На расширенных выходах из салонов – поручни, есть информационные табло с изображением температуры воздуха в салоне и на улице, времени и даты, остановочных пунктов и периодически высвечивающимся напоминанием о запрете курения в поезде. За этим следит специальная бригада. Здесь есть площадки, оборудованные для перевозки людей с ограниченными возможностями и даже велосипедов. Вагоны оснащены видеокамерами, транслирующими картинку на пульт локомотивной бригады, а следовательно, путешествие является безопасным. Кажется, что и продавцов, предлагающих в вагонах всякие ненужные вещи, тоже стало поменьше.

Фото: Георгий ОРЛОВ.