Не квадратом единым
15.07.2025
Их представили в своем творчестве современные художники – и народные мастера, и живописцы и графики. Речь не только о привычных геометрических символах, таких как круг, ромб, квадрат, крест… Тема эта гораздо шире, решила молодой художник, дизайнер Варвара Бушуева и стала куратором выставки, объединив вокруг себя совершенно разных авторов. К профессионалам присоединились и студенты Калужского колледжа культуры и искусств отделения «Дизайн». Мастера переработали привычные нам образы и представили, например, калужскую перевить на чайном сервизе (Вероника Гелюх), а Хлудневскую игрушку – в текстиле (Мария Васина) вместо привычной нам глины (керамики). Мы поговорили с некоторыми авторами и узнали, чем их цепляют символы старины, и что они отражают.
Варвара Бушуева, художник, куратор выставки «Символы старины»:
- У меня все началось с кички – рогатой шапки. Впервые увидев такую, я подумала: ого, какая смешная! А ведь сейчас тоже бывают хайповые головные уборы, мы думаем, креатив, но оказывается, еще наши предки идеи придумали! Я сама начала шить подобные шапки, только с ушками. Большое влияние на меня оказало также участие в содружестве «Разноцвет», в которое пригласила замечательный мастер Вера Москалева. Одновременно я ближе познакомилась со старинным русским костюмом, рассмотрела витиеватую вышивку, сложный крой, совершенно иное качество ткани. Захотелось дать старинным образам вторую жизнь!
Невозможно жить только в вирутальном мире. Гаджеты захватывают наше сознание. Компьютеры нагревают пространство, но не способны согреть душу. Людям важно осязать, трогать, получать информацию не только через текст, но и разные фактуры, через прикосновения к ним.
Основная идея выставки «Символы старины» - от архаичности к элегантной современности. Подбирали участников, которые могут рассказать свою историю, показать образы, сохраненные веками и переработанные ими.
Алина Бушуева, художник, педагог:
- Мы вынашивали этот проект, как ребенка, 9 месяцев. Я его «бабушка», очень переживала за дочь и ее «первенца», ведь для Вари это первый опыт кураторства. Считаю, задумка – показать разных авторов через единую связующую нить – получилась. Выставка гармоничная, нет разношерстности. Самое главное - мы показали, что символы старины не чужды нам, людям современности, мы возвращаемся к ним постоянно.
Вера Москалева, художник:

- Я с детства была окружена символами старины в маминой деревне, понимала, что такое северный дом, печурки, варежки со своими узорами. Теперь многое черпается из памяти, ты видишь, что многие образы схожи в разных культурах. Вообще символ, как графический знак, всегда интересен художникам. В нем уже есть отобранность композиционная, много найденного веками. Легко брать и эксплуатировать. Некоторые символы становятся родными, тогда задумываешься, из какой культуры они пришли и почему попросились к тебе в руки.
На выставке я представила свежие работы: сочетание керамики и текстиля, два контрастных материала - жесткий и мягкий, два состояния. Мне нравится, что рядом много сюжетной подачи символа, когда символом становится тепло родного дома, неосязаемая сущность, не изобразительный момент. И очень гармонично вписались работы, где отражена символика других стран: южно-американской, индийской. Видим переплетения, не только различия, но и сходства.
Елена Алексеева, художник:
- Когда я слышу слово «старина», возникает образ моей бабушки. Наши любимые с ней разговоры начинались с просьбы: расскажи нам, бабушка, про старину! Так это слово приобрело налет семейной истории. Одна из моих картин на выставке – портал церкви XVI века в Ростове Великом. Там царила райская прохлада и захватывало дух от невероятных красок, я не могла надышаться цветом! И ощутила время как символ вечности, что и постаралась передать в картине.
Мой супруг Максим Алексеев представил на эту выставку очень дорогую сердцу графическую серию, выполненную в одном из двориков «Смоленки» еще во время учебы в областном колледже культуры. Тот двор не сохранился, но остались живы на картине этот уклад бытования в деревянном доме: инструменты лежат в беспорядке, а деревенский беспорядок – он не про лень и бесхозяйственность. Напротив, человек в этом живет, постоянно трудится, что-то делает. И сами картины стали символом уклада, непривычного горожанину, символом истории, к которой прикоснулся художник и которая на него повлияла.
Мы с мужем построили свой деревянный дом, Максим много работал с деревом, он теперь квалифицированный плотник. Он чувствует дерево, испытывает любовь к этой фактуре, пишет ее до осязаемости. И фактура стала символом старины, сам материал! Дерево хранит тепло природы, рук человеческих. В его трещинах хранится само время. Кстати, срок жизни дерева соизмерим со сроком жизни человека – примерно 80 лет. Пока жив хозяин, жив и дом. Нередко и уходят оба, врастая в землю, не оставляя экологического следа. И эта взаимосвязь бесконечна. Вообще Русь изначально была деревянной, это про корни, глубинные родовые связи и символы.
Станислав Баранов, художник:
- Для меня символы старины – это ориентация на художников прошлого, прежде всего иконописцев, а также мастеров народного творчества. Потому и стилистику своих работ я выбрал сознательно исконописную, но добавил и народный орнамент. Мой любимый мотив – тема города, стилизованная под некий наив, чтобы выглядеть символически. Ведь город тоже наша старина, крепость, с которой все начиналось. Любой город – это культурное наслоение, даже современные здания когда-то станут историей.
Ольга Марченко, член творческого Союза мастеров по войлоку:
- Когда меня спрашивают, что я вкладываю в понятие «символы старины», перед глазами возникают удивительные работы мастеров художественных промыслов палеха, гжели, финифти,уральского малахита, шемогодской берестяной резьбы, вологодского кружева, оренбургских платков, тульских самоваров ипряников. Трудно перечислить все. Они существуют уже много веков. И самое главное - промыслы продолжают существовать и сейчас! Мастерство и трудовые традиции передаются из поколения в поколение. Они прославляют Россию!
Валяние валенок - промысел, который возник тоже очень давно, в середине XVIII века. Я очень люблю валять миниатюрные валенки. Процесс их изготовления, конечно, упрощен, но похож на валяние валенок в натуральную величину. На мастер-классах с радостью делюсь опытом валяния. Валенки - это милый, теплый символ старины!
Игорь Купенко, художник, дизайнер:
- Я в качестве символа выбрал изображение птицы Гамаюн, она тесно связана с Калугой, 17 селений на Правобережье, где располагалась древняя Гамаюнщина, стилизованную карту которой я и представил. Еще показал макет рекламы выставки «Символы старины» на бортах городского автобуса, я работаю в управлении калужского троллейбуса, отсюда выбор темы. Вообще сам логотип калужского троллейбуса и надписи выполнены кириллицей - отсыл к традициям, культуре, старине. Банер выставки «Символы старины» вписался гармонично. Было бы здорово, чтобы у нас больше появлялось рекламы на транспорте, связанной с культурными мероприятиями, с выставками, концертами.

Сберечь коллективную память
Интерес к народной культуре в наше время велик. Выставки старинных костюмов и промыслов собирают залы. Старина с ее символикой – мощный фундамент, на котором базируется наше настоящее, а значит, и будущее. В первые дни работы выставки пришла весточка из Ижевска: на Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая» художник из Юхновского района Николай Котик стал победителем в номинации «Резьба по дереву». Его работы представлены в экспозиции, также как и керамика Вероники Гелюх, выигравшей на днях президентский грант на развитие своего проекта «Одевайся по-русски!». Имена авторов выставки гремят на всю страну, и это хороший символ: народная культура остается прочным фундаментом грядущего дня.
Интерес к народной культуре в наше время велик. Выставки старинных костюмов и промыслов собирают залы. Старина с ее символикой – мощный фундамент, на котором базируется наше настоящее, а значит, и будущее. В первые дни работы выставки пришла весточка из Ижевска: на Всероссийском конкурсе «Русь мастеровая» художник из Юхновского района Николай Котик стал победителем в номинации «Резьба по дереву». Его работы представлены в экспозиции, также как и керамика Вероники Гелюх, выигравшей на днях президентский грант на развитие своего проекта «Одевайся по-русски!». Имена авторов выставки гремят на всю страну, и это хороший символ: народная культура остается прочным фундаментом грядущего дня.
Наталья ГОЛОВАТЮК.
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.