27 апреля, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Помоги мне сделать самому

25.10.2019
Сегодня среди родителей раннее развитие детей становится более популярным и актуальным. Существует множество методик и систем, а особое место среди них занимает методика Марии Монтессори. Особенность метода, разработанного итальянским педагогом, заключается в том, чтобы стимулировать в ребенке самобытность, самостоятельность, самовоспитание, саморазвитие и самообучение.

Только вперёд!

Предлагаемые Монтессори условия, методы и способы для успешного развития малышей вызвали интерес у администрации Дома детского творчества. Появилась идея об открытии в учреждении детского объединения, работающего по методике Марии Монтессори. Дело оставалось за малым – найти педагога, который бы реализовал задуманное. Им стала выпускница Свято-Тихоновского гуманитарного университета г. Москвы Татьяна Самойлова, окончившая курсы по методике Монтессори.

Дети одного-трех лет активны, сами себе учителя, самостоятельно принимают решения и развиваются при условии, что подготовлена специальная развивающая среда, которую им и создает педагог Татьяна Самойлова. На ее занятиях ребенку предоставляется возможность двигаться вперед, методом проб и ошибок доходить до всего самостоятельно. Но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает.

На занятиях Татьяны Валерьевны малыш оказывается в уникальной ситуации постоянного успеха, чувствует себя счастливым и уверенным в собственных силах, ведь он познает именно то, что ему интересно. Одна из заповедей Монтессори гласит: «Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь».

Мамы тоже учатся

Татьяна Самойлова разработала программу «Помоги мне сделать самому», которая рассчитана на детей в возрасте от 8 месяцев до 3 лет. Основной смысл программы заключается в том, что можно заметно ускорить процесс развития ребенка, если создать для него соответствующую атмосферу. Как правило, занятия приобретают игровую форму, где ребенок сам выполняет все упражнения и даже пытается заметить и исправить свои ошибки. Роль педагога в этом процессе заключается только в пробуждении детского интереса и предоставлении полной свободы действий. Педагог активно наблюдает и по необходимости помогает, направляет. На занятиях ставится акцент на взаимодействие детей между собой, что помогает адаптироваться в социуме и приобрести навыки общения.

– В группе занимаются дети от 8 месяцев до 3 лет с мамами, которые обучаются вместе с ребенком. Они учатся уважать выбор малыша, следить за его работой, а не выполнять ее за него. Очень нравится мамам, как дети убирают игрушки, ведь это не просто уборка, а приучение детей к порядку, дисциплине, обязательности, – рассказывает Татьяна Самойлова. – Для нашего города данная программа является, по сути, первой известной попыткой для одновременного обучения детей разного возраста, имеющих разные стартовые задатки и способности для самостоятельной деятельности. Постепенно, как можно более безболезненно, дети уходят от надзора мам, плавно готовясь к детскому саду или посещению занятий объединения «Горошинки» Дома детского творчества.

В настоящее время в группе занимаются 30 малышей.

Посетив занятия Татьяны Валерьевны, я увидела, что ее роль отличается от роли привычных воспитателей. Ее задача не вести ребенка, а идти за ним, не выпуская из поля зрения, помогая во всем и отмечая его достижения. Родителям тоже доставляло удовольствие играть с детьми в эти игры.

На занятиях дети учатся помогать друг другу. Только вежливо. И если ребенок не хочет, то на помощь приходит педагог и напоминает: «Наблюдай, он хочет сам исправить». Или, например, малыши овладевают таким сложным для них делом, как умение делиться. Пробуют себя в роли педагога: старшие детки учат младших определенному навыку, которым овладели сами.

– Занятия очень емкие, требуют тщательной подготовки. Использование разных подходов к ребенку через социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие дает возможность приблизиться к поставленной цели. Такие занятия требуют колоссальных физических, душевных сил, но их не жаль, когда есть результат. В наше время наблюдается обособленное воспитание детей. Родители и дети словно замыкаются в себе, особенно на раннем этапе развития детей, взрослые страдают гиперопекой, в результате чего дети тяжелее социализируются и сепарируются от родителей. Данная программа предупреждает вышеуказанные проблемы, – отмечает Татьяна Самойлова.