Пусть память верную хранят и наших внуков внуки
27.05.2025
Ученица шестого класса Аристовской школы Юлия Моисеева под руководством педагога Светланы Кан приняла участие в седьмом областном детско-юношеском литературном конкурсе имени Ивана Синицына «Путешествие в страну отцов», посвященном 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Благодаря ее литературному таланту, рассказ об участнике войны Михаиле Лясникове под названием «Есть память, которой не будет конца», стал победителем в номинации «Рождение человека». Рассказ, документы о боевом пути, письма и фотографии Михаила Лясникова находятся в Аристовском школьном историко-краеведческом музее «Моя малая Родина». Сегодня познакомим вас с рассказом победительницы и героическим прошлым участника Великой Отечественной войны.«Есть память, которой не будет конца»
Однажды вечером я застала своего деда за столом. Он часто доставал из книжного шкафа небольшую коробку, в которой хранились фотографии моего прадеда, книги и письмо. Дедушка знал каждую строчку этого письма, но каждый раз вновь и вновь его перечитывал, словно боялся что-то упустить или забыть очень важное. Выражение лица его поминутно менялось: то оно было серьёзное, то мрачное, темнее тучи, то светлело от приятных воспоминаний. Ведь это письмо от его отца Михаила Ивановича Лясникова – участника Великой Отечественной войны, адресованное нам, подрастающему поколению.
Мой прадед Михаил Иванович Лясников родился 1 февраля 1920 года. В семье он был старшим ребёнком, в которой были ещё братик и две сестрёнки. С раннего детства познал все трудности деревенской, крестьянской жизни. Окончил три класса, поступил учиться на машиниста паровоза, экзамены сдал экстерном.
Военная служба его началась с кадровой армии в октябре 1940 года. Когда началась Отечественная война, их часть располагалась в лагерях под Барановичами Брестской области. Все поспешно погрузились и выехали в Витебск, где стоял их полк. Здесь собирали бойцов в группы и отправляли на фронт. В боях под Смоленском оказались в окружении у немцев, силы противника превосходили. Попали в плен.
Несмотря на ранения и контузию, издевательства и пытки не покидала его мысль о побеге из фашистских лагерей с территорий Польши и Германии. Побег был невозможен. За попытку побега в мае 1942 года он поплатился своим здоровьем: посадили в цементный трюм, наполненный доверху холодной водой на несколько часов, которые казались ему вечностью. После его отправили в лагерь, где выжить было трудно. Ежедневно умирали товарищи от невыносимых фашистских пыток, голода и антисанитарии.
Однажды среди немцев Михаил (мой прадед) узнал своего капитана Александра Михеева, он был переводчиком. Ему удалось тайно поговорить с ним. Михеев уговорил немцев отправить прадеда работать на кирпичный завод, с которого удалось совершить побег с двумя товарищами, четвёртого взяли, принудив его, так как он, работая ночью на обжиге кирпича, заметил их.
После тяжёлых скитаний, продвижений к своей армии, попали в Польшу. Узнав о действии наших партизан, он влился в их группу под местечком Луково, командиром отряда был Серафим Павлович Алексеев.
«» «Отряд наш именовался имени Рокоссовского, спецсоединения Дзержинского, работали мы по заданию генерального штаба Москвы, непосредственно командовал Иван
Николаевич Банов, который два раза в месяц прилетал к нам в тыл в Парчевский лес. С данным отрядом я воевал с июля 1943 года до августа 1944 года, пока соединились со своими частями. В основном работая в отряде, мы занимались подрывной деятельностью. Лично мне, как бывшему железнодорожнику, пришлось подорвать пять воинских эшелонов противника. Группой мы взорвали железнодорожный мост, который охранялся немцами, также группой много поездов было взорвано, нарушали связь. Взяли двухэтажный дом, в котором была польская полиция, обезоружили, закрыли, а сами уехали. Остановили колонну из 54 автомашин, из них девять машин разбили с немцами, а остальные нам не удалось, так как они сгруппировались вместе, и нам пришлось уйти в лес, и много ещё других операций проводили», - вспоминал Михаил Иванович.
В деревнях фашисты расклеили фотографии партизан с надписью «За голову, даже мёртвую, будет выплачено 30 тысяч злотых». На территориях уездов Парчев и Владова их отряд был грозой для оккупантов, держали фашистов в постоянном страхе. Помогали им и польские крестьяне. Они заранее предупреждали партизан о готовящейся облаве, хотя потом несколько суток прочёсывали лес и, не найдя никого, вымещали свою злобу на местных жителях. Жители не раз обращались за помощью к ним, чтобы проучить гитлеровцев. В данном отряде мой прадед Михаил Иванович Лясников воевал до августа 1944 года, пока не вошли в состав 8-й Гвардейской армии.
В характеристике, написанной командиром отряда Алексеевым, говорится:
«» «С самого начала пребывания в рядах партизан Лясников М.И. показал себя смелым, выдержанным, находчивым бойцом. Многое сделал для налаживания связи с ячейками Польской рабочей партии в районе города Парчева…».По воспоминаниям моего деда Николая Михайловича Лясникова:
«» «10 октября 1964 года мне посчастливилось присутствовать вместе с отцом на приёме Чрезвычайного и Полномочного посла Польской Народной Республики в СССР Э. Пшулковского при вручении ордена «Партизанский крест» моему отцу и его боевому командиру Серафиму Павловичу Алексееву…».В 1975 году Серафим Павлович приезжал в гости из Ростова к своему другу, а в 1985 году посетил его могилу. Он написал книгу «Мои партизанские братья», переведённую на польский язык, и книгу «В западне». Книги и письмо теперь переданы в дар нашему школьному историко-краеведческому музею «Моя малая Родина».
Я твёрдо знаю, что мой прадедушка Михаил Иванович Лясников был примером смелости и отваги, гордостью и путеводной звездой для моего деда, моего отца и его братьев, теперь и для меня, и моей младшей сестрички, думаю, и для всего подрастающего поколения, а это значит, есть память, которой не будет конца.