5 декабря, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Мастер штурмовых ударов

20.02.2025

О профессии летчика он мечтал с самого детства. Желание покорять небо с каждым годом укреплялось в душе. А когда началась война, кристаллизовалось в горячую ненависть к врагу. Срочно на фронт – гнать немца с родной земли! Полученные в авиационной школе навыки Василий Стригунов отрабатывает в суровых боевых условиях. Работает настолько филигранно, что становится Героем Советского Союза.


Крестьянский сын

Наш герой родился 4 февраля 1921 года в деревне Дошино Медынского района. В трудолюбивой крестьянской семье Стригуновых было четверо детей - Степан, Кирилл, Василий и младшенькая Таисия. Родителей невозможно было застать проводящими время в безделье и праздности. Детей воспитывали на личном примере. Ребята с малых лет помогали на посевных работах, трудились на уборке урожая, косили сено. Глава семьи Степан одним из первых вступил в недавно организованный колхоз.

В 1930 году Василий переступает порог Дошинской школы. Его первая учительница Антонина Петровна Старостина прививает пытливому мальчишке любовь к чтению и знаниям. А после успешного окончания им начальной школы советует папе отправить Василия в Медынь для продолжения обучения.

Авиация или кавалерия

Девять классов Медынской школы Василий окончил в 1939 году. Все это время продолжал грезить небом. «Комсомолец, на самолет!» - такой лозунг был ориентиром молодежи довоенной поры, а самым престижным занятием считалось обучение в аэроклубах и прыжки с парашютом. 

И все же, будучи парнем «от сохи», Василий не был на сто процентов уверен, что сможет стать летчиком. Куда привычней крестьянской душе были лошади. И тогда Василий решает поступать в кавалерийскую военную школу в Тамбове. Но не сложилось – юноша опоздал с поступлением, прибыв в школу, когда набор курсантов уже был завершен.

Теория и практика лётного дела

Недолго Василий переживал об упущенном шансе, но мечты о воинской службе не оставил. Вскоре он переехал на станцию Лианозово Московской железной дороги и устроился делопроизводителем при охране завода.

Однажды на показательном выступлении по французской борьбе он знакомится с выпускником московского аэроклуба им. Ляпидевского. Оценив физические способности Василия, тот посоветовал ему заниматься в клубе без отрыва от производства.

Летать Василию очень понравилось, и он с воодушевлением откликнулся на предложение преподавателей получить летное образование. Так он становится курсантом военно-авиационной школы пилотов в Энгельсе.

В самом начале войны Василий Стригунов интенсивно обучался летному мастерству, хотя ему не терпелось попасть на фронт. Вместе со своими товарищами он приступил к ускоренному курсу летной подготовки. 

Окончив авиашколу в 1942 году, будущий штурмовик прибыл в 10-й запасной авиационный полк. Здесь он обучился управлению самолетом Ил-2. На практику Василия направили во 2-ю учебно-тренировочную эскадрилью Московского военного округа, и уже в июне 1943 года он прибыл в 826-й штурмовой авиационный полк, находившийся в то время в тылу.


К марту 1945 года старший летчик 826-го штурмового авиационного полка лейтенант Стригунов совершил 117 боевых вылетов, в которых уничтожил и повредил 10 танков, 70 автомашин, 30 повозок с грузами, 10 вагонов, 10 орудий полевой артиллерии, более 200 солдат и офицеров, подавил огонь 20 огневых точек, взорвал четыре склада с боеприпасами, провел 11 воздушных боев. 
7 раз его самолет был поврежден зенитной артиллерией и истребителями противника.
3 раза летчик пересекал линию фронта и сажал на родной аэродром практически неуправляемый самолет.

Врёшь – не пройдёшь!

Летом 1943 года сержант Стригунов приступил к выполнению боевых задач на Калининском фронте. В составе 3-й воздушной армии он участвовал в Смоленской и Невельско-Городокской операциях. Воевал смело и яростно, нанося штурмовые удары по скоплениям войск противника.

Навсегда врезался в память летчика первый боевой вылет. Штурмовикам дали задание нанести удар по танкам противника. Но цели обнаружены не были, и командир эскадрильи получил переориентировку - атаковать другие.
Машина Стригунова шла замыкающей в группе. В какой-то момент Василий потерял группу из виду и решил самостоятельно искать цели. Вскоре на опушке он заметил вражеские танки, ползущие в лес, видимо, там замаскировалась танковая колонна. Взметнувшись ввысь, молодой штурмовик атакует машины врага. И попадает точно в цель!

Один танк загорается, остальные в спешке скрываются в лесу. После доклада командованию об обнаруженных целях Василий возвращается на свой аэродром. Но тут слева и сзади стрелок обнаруживает два фашистских самолета. Пришлось вступить в схватку с врагом.

В итоге один вражеский самолет со свистом врезается в землю, другой в панике уходит. Василию с трудом удается привести и посадить свой поврежденный самолет на аэродром. С риском для жизни молодой летчик узнал и доложил о дислокации вражеской танковой группировки, куда были посланы наши штурмовики. Так была сорвана танковая атака противника.

За этот отчаянный вылет Василий Стригунов получил погоны младшего лейтенанта. А сколько таких боев предстояло ему впереди! 

Операция «Багратион»

Спустя некоторое время Василий Стригунов становится мастером штурмовых ударов. Филигранное управление машиной, уверенность, выдержка и хладнокровие – с таким багажом он не раз выходил победителем из самых опасных передряг. Был готов выполнить любое задание, невзирая на сложные погодные условия и шквальный артиллерийский огонь.

За мужество и героизм в октябре 1943 года Василий Стригунов получил свою первую награду – орден Красного Знамени.

В декабре 1943 года его полк вошел в состав недавно сформированной 335-й штурмовой авиационной дивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. Шли бои на уничтожение группировки противника на Витебском направлении.

С началом операции «Багратион» в июне 1944 года авиадивизия поддерживала наступление войск 43-й и 6-й гвардейской армий на Лепельском направлении. Это позволило нашим войскам форсировать Западную Двину, уничтожить витебскую группировку противника, освободить Витебск, Уллу, Лепель, Полоцк.

Штурм Кёнигсберга

В Шяуляйской и Мемельской операциях младший лейтенант Стригунов штурмовал живую силу и технику противника в районах Биржая, Шяуляя, Жагаре, Тукумса, Добеле, Кретинги, Мемеля. В конце 1944 года участвовал в блокировке немецких войск группы армий «Север» на Курляндском полуострове, препятствуя их прорыву в Восточную Пруссию.

Именно в Восточной Пруссии отважный летчик проявил свои лучшие профессиональные и человеческие качества. Особенно – при штурме Кенигсберга.

Почти 50 раз он успешно обстреливал соединения противника. Особенно отличился при разгроме фашистской автоколонны у замка Бальга и во время уличных боев в Кенигсберге. В точности поражения целей ему не было равных.

Когда небо стало мирным

После войны Василий Степанович служил в Дальневосточном военном округе старшим летчиком, командиром эскадрильи, командиром звена. Окончил курсы заместителей командиров эскадрилий по политчасти. Уволился в запас в звании майора в 1957 году.

После этого он возвращается в Медынь, работает председателем Медынского районного комитета ДОСААФ. Затем переезжает в Калугу и становится командиром роты Центральной планерно-вертолетной школы ДОСААФ транспортного управления Калуги. 5 октября 1989 года Василия Степановича проводили в последний путь.

 Когда в Калуге стал активно застраиваться Правый берег, в микрорайоне Кошелев одними из первых появились улицы с именами Героев Советского Союза, уроженцев Калужской земли. В прошлом номере мы рассказывали об улице имени Георгия Амелина. Еще одна улица носит имя Василия Стригунова.




В старинном липовом парке в центре Медыни расположен мемориал воинской и трудовой славы, а рядом с ним разбита аллея Славы. Здесь установлены бюсты Героев Советского Союза – уроженцев Медынского района. В их числе – бюст Василия Стригунова.







О его жизни и воинском пути рассказывает первая из трех книг серии «Дорогами памяти» - «Великая Отечественная война в судьбах медынцев». Эти книги хранятся в Медынской районной библиотеке. 

В советское время имя Василия Стригунова носила пионерская организация Романовской общеобразовательной школы. Большой материал о фронтовых дорогах героя собран в школьном историко-краеведческом музее «Рассвет». 



Знаниями о Василии Стригунове поделились воспитанники Романовской школы - девятиклассники Антон Сурков и Даниил Пехтерев, восьмиклассники Роман Алехин и Марина Маркова.

За образцовое выполнение заданий командования, мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года лейтенанту Василию Стригунову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».  Также он был награжден тремя орденами Красного Знамени, тремя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями. 



Уникальная галерея портретов Героев Советского Союза – уроженцев Медынской земли – собрана в Музейно-выставочном центре Медынского района. Их написала московская художница и друг центра Раиса Арефьева. В их числе – удивительно реалистичный портрет Василия Стригунова, который художница писала по фото.
– Василий Стригунов – человек, которым мы гордимся. Благодаря таким людям, как он, Медынь живет, процветает и продолжается наша жизнь, – уверена музейный смотритель и экскурсовод центра Галина Риб.

За помощь в подготовке материала благодарим заведующую отделом культуры Медынского района Ольгу Евсееву, директора Медынской центральной районной библиотеки Ольгу Ивановскую и библиографа Валентину Чугаеву, руководство и учащихся Романовской общеобразовательной школы.  

Ирина ТОКАРЕВА. 
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.