8 мая, Среда
г. Калуга, ул. Марата 10

Исчезнувшие полотна

04.10.2019
    Пять лет назад не стало художника Павла Рыженко, грандиозные полотна которого оставляли неизгладимый след в памяти тех, кто их видел. В наследство и в память о себе он оставил нам двадцатидвухметровую диораму «Великое стояние на реке Угре в 1480 году». Кроме диорамы Рыженко хотел передать в дар области свои картины, их собирались разместить сначала в отреставрированных Гостиных рядах, затем в Доме Щепочкина. Но галереи художника в области так и не появилось. Полотна после смерти мастера исчезли. Куда? Где они размещены и кто теперь их владелец? Об этом мы и собираемся вам рассказать.

   Открытие

    9 июня 2011 года в демонстрационно-выставочном зале администрации губернатора в Калуге открылась выставка Павла Рыженко. Это стало главным событием июня. На выставку, вход на которую был бесплатным, пришло очень много народу. Не сразу. Но те, кто побывал первым, были поражены огромными полотнами и тем, что на них изображено. Особый интерес вызвали и яркие, эмоциональные экскурсии, которые проводила супруга художника Анастасия Юрьевна. Павел Рыженко стал своеобразным открытием для жителей и культурного сообщества региона, хотя уже был известен в столичном мире, где проходили с успехом его выставки. Но так получилось, что калужане своего земляка, родившегося, учившегося и выросшего в Калуге, заметили только летом 2011 года. Восторженные отзывы видевших картины и СМИ подогревали интерес.

    Вот что вспоминает о том времени директор объединенного музея-заповедника Виталий Бессонов:

    - Это не были картины в обычном смысле слова с ясным сюжетом и художественно-образным решением пространства. В череде колоссальных по размерам полотен чудесным образом разворачивалась настоящая жизнь, дававшая пищу и для чувств, и для размышлений. Оторваться было невозможно, хотелось вникнуть в детали, понять не только замысел автора, но и прочувствовать то, что передавалось на уровне эмоций. Изображенные на картинах исторические персонажи поражали своей реалистичностью, но при этом воспринимались глубоко символично. Люди на полотнах в буквальном смысле оживали. Они дышали, плакали, злились, улыбались, скорбели и размышляли. То же самое и с природой - дул ветер, шел дождь.

    Именно тогда пришло осознание, что картины Рыженко многосюжетны по своему содержанию и статичное изображение на холсте порождает огромное число образов, которые можно читать как увлекательно написанную книгу. Впоследствии, общаясь уже лично с Павлом Викторовичем, я осознал, что он создавал свои работы не умозрительно, а следуя вдохновению и движению души, наполнял их содержанием, которое и он сам до конца объяснить не мог. По сути, творчество Рыженко явило собой пример удивительного сочетания художественного таланта и духовного погружения в тонкие чувственные материи окружающего мира, в котором веками идет борьба между добром и злом.

    Павел РЫЖЕНКО:

    - Я рад, что мои работы отныне будут принадлежать моей малой родине и людям, живущим здесь. А значит, тем, для кого, собственно говоря, я и писал их. Я убежден, мы должны знать нашу историю, духовный путь нашей великой Родины. 

   Для жителей страны

    Несомненно, что успех выставки, известность Рыженко и его талант не только не оставили равнодушными власти и деятелей культуры области, но и натолкнули их на мысль, что хорошо бы сделать галерею нашего знаменитого земляка. Но первыми эту мысль высказали все же не они. Идея принадлежала, по словам многих известных в области людей, именно самому Павлу Викторовичу. Судьба картин волновала его.

    - Еще когда закрывалась выставка в ДВК, я услышал от Павла Викторовича, что у него есть желание передать свои полотна в дар Калужской области, – вспоминает Виталий Бессонов. - Он говорил о своих калужских корнях и стремлении сделать свои работы достоянием всех жителей страны через участие региона в хранении и экспонировании его собрания.

    25 ноября 2011 года в Полотняном Заводе в торжественной обстановке при участии губернатора области Анатолия Артамонова состоялась церемония передачи картин. Павел Рыженко тогда в своем выступлении говорил об осознанном решении передать полотна Калужской земле – своей малой родине, достижения которой должны прирастать всеми направлениями, в том числе и духовным развитием.

    Анатолий Артамонов поблагодарил Павла Рыженко за этот щедрый подарок:

    - Я благодарен вам, уважаемый Павел Викторович, за этот бесценный подарок. И хочу заверить, ваши работы будут в надежных руках. Мы постараемся, чтобы в ближайшее время с ними шире познакомились жители нашей области. А в перспективе, когда будет отреставрирован исторический комплекс «Гостиные ряды», там выделить одно из зданий специально под выставку.

    О том, что происходило после церемонии передачи картин, которая состоялась, кстати, только на словах, рассказывает Виталий Бессонов:

    - В комнате сотрудников музея мы с Павлом Викторовичем пили чай и беседовали. Рыженко говорил, что решение передать картины в дар Калужской области далось ему непросто. Он не мог накануне заснуть, так как решалась судьба созданных им монументальных полотен, каждое из которых воспринималось как живое существо. Но он сознательно пошел на это, желая дать возможность своим работам общаться с людьми, рассказывать об истории своей Родины и воспитывать чувство патриотизма.

    Но в Гостиные ряды полотна художника так и не попали.