Космический провинциал
10.01.2025
В конце минувшего года в Дзержинской районной библиотеке прошел вечер памяти космонавта, заслуженного летчика-испытателя России Александра Пучкова, чья жизнь была тесно связана с Полотняным Заводом. Год назад он умер, оставив заметный след в деле, которому служил, и добрую память среди людей, с которыми общался. В библиотеке собрались родные Александра Сергеевича, друзья, знакомые.
Упорно к цели
Родился Александр Пучков в Медыни, а детство и школьные годы будущего летчика-космонавта прошли в поселке Полотняный Завод. Сюда же, на малую родину, он вернулся, выйдя на пенсию. Здесь и остался навсегда.Его одноклассник Александр Афонин вспоминал:
- В детстве Саша был таким же, как и все мы, его сверстники. Участвовал во всех наших затеях и шалостях. Был заядлым футболистом. Отличала его только удивительная целеустремленность, которой я завидовал. В старших классах целенаправленно занялся спортом, получил множество спортивных разрядов, так как ему сказали, что при поступлении в летное училище это пригодится.
Окончив поселковую школу №1, размещавшуюся тогда в историческом доме Щепочкина, Александр поступил учиться в Качинское высшее военное авиационное училище, окончив которое, стал летчиком-инженером.
Когда мы с ним познакомились, он уже мечтал о небе, самолетах, и твердо решил стать летчиком. Ради своей мечты мог многим пожертвовать.
Александр АФОНИН.«Лётчик от Бога»
Так написали в одной из служебных характеристик Александра Пучкова.Он был классным пилотом, поэтому его оставили в училище летчиком-инструктором. Обучал мастерству практически своих ровесников. А потом стал летчиком-испытателем, пройдя подготовку в Ахтубинске.
Вместе с ним учились и служили такие же летчики-асы, многие из которых, как и Александр Пучков, были отобраны в отряд космонавтов. Это Виктор Афанасьев, Александр Волков, Владимир Титов, Анатолий Соловьев и ряд других летчиков-космонавтов.
Александр Пучков испытывал различные модификации «СУшек» и «МИГов», «учил летать» самый большой в мире транспортник «Руслан», участвовал в выполнении многих уникальных летных экспериментов.
Во время испытаний случалось всякое. Супруга Любовь Алексеевна вспоминала, что однажды после катапультирования Александр позвонил ей и сказал, что «прыгнул». Ну, прыгнул и прыгнул. Прыжки с парашютом – часть обычной подготовки летчиков. Однако, когда он пришел домой в сопровождении медиков, она поняла, что это был за прыжок.
«Папа всегда был папой»
- Любую свободную минуту он был с нами, - рассказывает дочь летчика Ольга. - Мы занимались спортом, выезжали на природу. Нам его сильно не хватает.- Когда жили в Ахтубинске, мы с сестрой никогда не воспринимали отца и его друзей-летчиков как героев, - дополняет рассказ сестры сын Александра Пучкова Олег. - Они играли с нами, ребятишками, в футбол, ходили на рыбалку, в походы. Но мы понимали, что их работа опасна. Поэтому если на аэродроме наступала тишина, это пугало. Ведь аэродром всегда шумит, а тишина означала: что-то произошло.
Всё выше, и выше…
Александр Пучков летал практически на всех самолетах истребительной, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации. Без отрыва от основной работы окончил МАИ. В 1989 году вплотную приблизился к своей заветной мечте – его приняли в Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина. Был зачислен в отряд космонавтов, где прошел полный курс общекосмической подготовки и стал космонавтом-испытателем.В историю советской космонавтики Александр Пучков вошел как человек, которого готовили к пилотируемым полетам на челноке «Буран». По программе он должен был совершить пять полетов в космос. Но развал Советского Союза, и, как следствие, сворачивание космической программы использования многоразовых космических кораблей не позволили летчику-космонавту осуществить свою главную мечту – подняться в космос. «Буран» совершил всего один полет в автоматическом режиме.
В одном из интервью Александр Сергеевич сказал: «Было очень болезненно. Я долго шел к этому, мечта о полете в космос была частью моей жизни».
Сдружило небо
На вечер памяти Александра Пучкова приехали его старые друзья – генерал- майор ГРУ Олег Харитонов и Герой Советского Союза, четыре раза побывавший в космосе, летчик-космонавт Виктор Афанасьев.Олег Харитонов рассказал, как познакомился с Александром Пучковым:
- Я учился на третьем курсе летного училища, а Саша там работал инструктором, учил меня летать. Его пилотирование отличалось безупречной техникой. Окончив училище, я тоже стал летчиком-инструктором, потом командиром звена. В 1979 году ушел с летной работы, перешел в ГРУ, где прослужил 30 лет. Но дружеские отношения сохранились на всю жизнь.
Виктор Афанасьев, космонавт-легенда, с большой теплотой вспоминал, как они вместе с Александром Пучковым учились, принимали в Волгограде на Мамаевом кургане присягу, служили и готовились к космическим полетам.
Виктору Афанасьеву пришлось отвечать на многочисленные вопросы о своих полетах в космос. Тут и проявилось его незаурядное чувство юмора. Отвечая на вопрос, как при приземлении спускаемого аппарата происходит мягкая посадка, Виктор Михайлович процитировал космонавта Владимира Джанибекова, совершившего пять орбитальных полетов: «Жесткий удар о землю мягким местом называют «мягкой посадкой». В общем, продолжал шутить космонавт, если нет жировой прослойки, без синяков не обойтись. Даже ложемент из полиуретана, который отливают по форме тела, не спасет.
На вопрос о том, можно ли на орбите курить, он привел слова Владимира Ляхова, который трижды летал в космос, и однажды взял с собой сигарету: «Если бы я знал, что будет такое, никогда бы в жизни не курил!» «Так что больше качайтесь на качелях, тогда и курить не будете», - то ли в шутку, то ли всерьез посоветовал Виктор Михайлович.
Чтобы увидеть и понять, как все происходит на орбите, космонавт посоветовал посмотреть фильм «Вызов», которому дал высокую оценку не только за фактическую достоверность, но и за эмоциональную и идейную составляющие.
Александр Пучков провел 11 государственных летных испытаний новых самолетов, освоил 82 типа летательных аппаратов.
Николай Корсаков
Фото автора и со страницы
ВК «Библиотека Кондрово»