10 января, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Там камень будто вспененныЙ...

10.01.2025

Эффектный водопадик с нависающей каменной плиты у деревни Ершово Жуковского района в последние годы стал довольно известным. Он официально объявлен ныне особо охраняемой территорией (ООПТ), о чем свидетельствует установленный вблизи информационный щит. Однако почему-то там нет ни слова (по крайней мере весной этого года не было) про еще два примечательных природных объекта буквально в сотне метров от него - Красную и Белую стены. С Красной стеной все просто – это глинистые обрывы по склонам глубокого оврага, такие у нас встречаются не очень редко. А вот Белая стена... На той же Викимапии впечатления о ней примерно такие: «Как будто из пенобетона. Как будто камень вспенился и застыл».




Древний скальник


Борт оврага представляет собой настоящий скальный массив, сложенный такой необычной породой. Летом его скрывает листва, а поздней осенью и ранней весной он особенно эффектен. В нашей области есть еще несколько подобных каменных массивов, и не только в нашей. В Турции есть местечко Памуккале, где подобный камень образует огромные террасы и ванны, по которым красиво струится вода... Похожие образования имеются во многих природных пещерах. Что же это такое?

В деревне Сбылево Козельского района, где есть выходы такой же породы, местные жители уверяют, что «это лава застыла, здесь вулкан был». Говорят и про «жилу алмазов», якобы здесь же найденную... А на самом деле?

А на самом деле эта ноздреватая горная порода называется «травертин», или «известковый туф». В народе: камень-пухляк. Образование ее довольно любопытно. 

Почти на всей территории области под тонким слоем почвы и ледниковых отложений у нас мощные толщи известняков, имеющих органогенное, как говорят, происхождение. Проще говоря, это состоящий из микроскопических кальцитовых раковинок окаменевший ил морей, плескавшихся в каменноугольный период, 320-350 млн лет назад.

Благородная «накипь»


Из курса химии мы знаем, что вода, содержащая углекислый газ (а он всегда есть в природной воде), способна растворять известняк. Но растворимость его непостоянна – в некоторых условиях вода выделяет избыток карбоната кальция в виде твердого осадка. Так образуется обычная накипь в чайнике, белесый налет на стенках сосудов после высыхания воды. Это и есть травертин, горная порода, состоящая из кальцита и арагонита, с примесями других минералов и частичек глины. В природе образуется, когда минеральный осадок оставляют капли (известные сталактиты и сталагмиты), стекающая по каменным стенам тонким слоем вода (пещерные гелектиты), иногда он образуется просто на дне сильно минерализованных ручьев и даже в водопроводных и (особенно!) канализационных трубах. Очень большую роль в образовании травертинов играет выделение кальцита на клеточных мембранах простейших растений.

При отсутствии в источнике или ручье микроводорослей и скоплений бактерий (тины) он почти не образуется. Иногда мхи по берегам насыщенных карбонатами водоемов просто каменеют изнутри, сохраняя свою форму.

Из всего сказанного следует, что травертины весьма разнообразны, отличаются структурой, цветом, плотностью, фактурой, минеральным составом и т.д. Кое-где образуются огромные массивы этой горной породы, иногда используемые в строительстве. Между прочим, из плотного мраморовидного травертина построены многие известные древнеримские сооружения, включая знаменитый Колизей.


Как-то сантехники мне подарили куски труб очень старого калужского водопровода – изнутри они покрылись толстым слоем травертина, окрашенного соединениями железа, с красивым концентрическим рисунком в поперечном сколе.


  А теперь после такого геологического экскурса познакомимся с еще некоторыми калужскими травертиновыми красотами.

Здесь от Батыя спасались...


Травертином сложен берег у деревни Сбылево, что на реке Серене. Скальных стенок не видно, но зато массив прорезают несколько трещин – геологи называют такие образования на крутых берегах «трещинами бортового отпора». Здесь их четыре, глубиной до трех метров и длиной до десяти. Спустившись в них, можно видеть над головой узкую полоску неба, а по сторонам ту самую «застывшую лаву», травертин, сплошь состоящий из причудливых каменных сосулек-гелектитов. Очень эффектное место, достойное специальной туристической поездки. Но, увы, совершенно забытое: если двадцать лет назад сюда были натоптаны стежки, то в этом году я уперся в сплошной бурьян... Местные легенды говорят, что были здесь огромные пещеры, где «монахи киевские скрывались, когда Батый их монастырь разорил».

Существование пещер вполне возможно – ведь закон сохранения материи никто не отменял: если вода вынесла из-под земли столько известкового туфа, значит, и карстовые полости могла промыть выше по берегу изрядные. Легенды говорят, что входы в те пещеры были уничтожены карьером – в 1950-х травертин добывали для строительства, он у нас не такой прочный, как в Италии, но развалившиеся коровники со стенами из ноздреватого камня на окраине деревни стоят до сих пор. На другом берегу Серены, при впадении в нее ручья Бестенки, также можно обнаружить травертин, причем он образуется и в наши дни – в ручье можно увидеть обросшие каменной коркой бревна.



У Гремячего ключа


Одно из самых красивых сел нашей области – Гремячее Перемышльского района. То самое, с древним монастырем, «в котором Алексей Михайлович молился по пути в Киев». Стоит оно на высоком берегу Оки, где река делает крутой поворот. Название селу, по преданию, дал родник, «гремевший на всю округу». Он и сейчас есть, а по руслу его – отложения травертина. Сельские предания уверяют, что на горе выше имелась пещера, «там до сих пор идешь, топнешь посильнее – как будто пустота под тобой». А в овраге чуть дальше по берегу, как говорят старые карты, были каменоломни – известковый туф добывали для строительства. Травертины здесь еще в начале ХХ века изучал геолог и краевед Н.Н. Боголюбов. Согласно его описанию, в них нередко попадались отпечатки листьев деревьев и раковины современных улиток. Увы, даже осенью по оврагу пройти мне не удалось, настолько он зарос бурьяном и захламлен валежником. На поиски застывших в камне ракушек лучше отправиться в другое место, тоже историческое...

У ставки Ивана Третьего


Пещеры в обрывающемся к реке Луже травертиновом утесе у села Кременское Медынского района (летописного Кременца, известного по событиям Великого стояния и русско-польских войн) много раз описаны начиная с конца ХIХ века. Легенду про «заваленный ход», в котором «сын дьячка местной церкви нашел комнату с каменными лавками», приводит в своем «Путеводителе» наш известный краевед Д.И. Малинин. Уже несколько лет как уникальное место объявлено особо охраняемой территорией. Однако в литературе и даже описании памятника природы они названы карстовыми, то есть промытыми водой в известняке. Это сразу кажется не совсем логично, ведь травертин – отложения уже растворенного известняка. Получается, что вода камень одновременно откладывала и растворяла?

По-видимому, более правильное объяснение их происхождения дается на сайте Webmineral.ru. Еще в конце ледникового периода, порядка 10 тысяч лет назад, в полутора километрах выше нынешнего Кременского существовал мощный углекислый минеральный источник, воды которого, стекали в Лужу, при этом огибали то ли земляной, то ли глиняный бугор, возможно, и древесный завал, покрывая его карбонатами. Затем он ополз и исчез – на его месте и остались полости. Как бы то ни было, но здесь действительно в камнях нередко можно заметить раковины сухопутных улиток и отпечатки всевозможных листьев. Причем раковины отличаются от современных, вероятно, их изучение было бы интересно специалистам по микроэволюции... Напомню, что место это – памятник природы, и бить здесь каменные стены категорически запрещено. Впрочем, скатившихся обломков хватает и в русле Лужи... Но и это удивительное место забывается. В начале нулевых мы начинали отсюда сплав на байдарке – пойма у утеса была выкошена и вытоптана отдыхающими. В 2010-х был только накатанный рыбаками проселок. А в этом году, решив вновь посмотреть пещеры, мы продирались по бурьяну, среди которого и борщевика немало...

Открытия ещё возможны!


Описанные эти достопримечательности с камнем-пухляком в области не единственные. Думаю, есть и еще неизвестные краеведам и геологам. Такое бывает нередко – про удивительные и красивые места знают в лучшем случае жители окрестных деревень. И находки возможны незаурядные. Например, в свое время от местного краеведа и научного сотрудника музея Марины Рагулиной я получил эффектные снимки «кровавых травертинов» Прикарпатья: воды отлагающего их источника насыщены не только карбонатами, но и солями железа, ржавчиной, проще говоря, окрашивающей известковый туф в бордовый, почти красный цвет. В нашей области железистые источники, дно которых окрашено в оттенки коричневого цвета, – не редкость. Самые известные из них – Троице-Екатериновские. Минеральную краску охру у нас в промышленных масштабах добывали и в середине ХХ века. Следовательно, не исключена возможность и существования «кровавых травертинов». Может быть, читатели подскажут, где. Конечно, будем мы благодарны и за информацию о любых других забытых и малоизвестных природных и исторических объектах.

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН  
Фото Марины РАГУЛИНОЙ