Тарусская вышивка: там, где сплетаются смыслы
12.12.2024
Тихий зимний вечер, крестьянки-рукодельницы сидят за работой. Легко ходит по сетке иголка, перевивая ниткой каждую клеточку, вырисовывая узор на ярко-красном фоне. Будут здесь и гордые птицы-павы, и фигурки-берегини с воздетыми к небу руками, и конь-огонь, и «древо жизни», и солярные символы. Эти древние шифры народной мудрости передавались из поколения в поколение в приокских селах и деревнях вокруг Калуги. Пройдет время, и вышивка в технике «калужская цветная перевить», едва не исчезнув, получит мощный импульс развития именно в Тарусе.
Ниточки потянулись
4 декабря 1924 года в городе была зарегистрирована артель вышивальщиц. Ее история связана с усадьбой Борок на правом берегу Оки (теперь — музей-заповедник «Поленово»), где жил выдающийся художник Василий Поленов. Родственница его жены и племянница знаменитого мецената Саввы Мамонтова Мария Якунчикова с помогавшей ей близкой подругой Натальей Давыдовой стали основательницами артели. Специалисты народных промыслов не только умели читать «культурные коды», но и были отличными организаторами.
К 20-м годам прошлого века в Тарусе уже не осталось мастериц, которые бы вышивали перевитью. Их искали по деревням и нашли — в селе Истомино в семье местной учительницы помнили старинную технику. К основательницам артели присоединилась Маргарита Гумилевская, педагог по образованию, которая позже на долгие годы стала главным художником и руководителем производства.
Поначалу в артели было 20-30 вышивальщиц, работавших на дому. Уже через несколько лет высочайшее качество их продукции отметили дипломами и золотыми медалями на выставках в Париже и Милане. В 1929 году организована общая мастерская с разделением труда: цех раскроя, цех пландержки, где на ткани намечался план узора и дергалась на полотне сетка, цех вышивки — работа на пяльцах, цех сбора, в котором сшивались изделия. Постепенно численность артели дошла до 150 человек.
Скатерть для Брежнева
Тарусянки не просто воссоздавали в работах древние орнаменты. Они изготавливали скатерти, дорожки, платья, рубахи, полотенца на основе собственных разработанных рисунков. На изделиях, выпущенных к особым датам, появились вышитые серп и молот, колосья пшеницы, всадники в буденовках и советские лозунги. Эти мотивы органично вплелись в старинные узоры благодаря безупречному вкусу и пониманию глубинной сути вышивки Маргариты Гумилевской. В 1959 году ей было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Маргарита Гумилевская с сотрудницами фабрики.
После письма Паустовского в газету «Правда», в котором писатель обозначил проблемы Тарусы, на правительственном уровне было принято решение о расширении артели до 500 человек. Вскоре ее переименовали в фабрику. В 1964 году был сдан в эксплуатацию новый производственный корпус на улице Шмидта. Сейчас даже сложно представить, но в конце шестидесятых на фабрике трудились 800 человек вместе с вышивальщицами-надомницами и филиалом в Высокиничах — для маленького города цифра просто невероятная! Свет в фабричных окнах горел до позднего вечера: все цеха, кроме пландержки, работали в две смены.
Для облегчения ручного труда производство перевели на машины. При этом сохранялась и ручная вышивка для высокохудожественных выставочных произведений. Или для важных госзаказов — так, еще в послевоенное время мастерицы выполняли большой заказ для маршала Победы Жукова. А в 70-е годы разработали узор и вышили вручную подарочную скатерть для генсека Брежнева. Кстати, машинная вышивка, как объясняют профессионалы, на деле оказывается ничуть не легче ручной. Вышивальщица не держит иглу и пяльца в руках, но контролирует каждый стежок швейной машинки. Движения ее должны быть выверены до миллиметра, зрение - идеальным.
Модель, 1970-е годы.
В годы «перестройки» в стране задули тревожные ветра, которые не пощадили и производство. Фабрика испытывала сложности со сбытом и снабжением, сокращался коллектив. Несмотря ни на что предприятие удалось сохранить. И люди, для которых фабрика когда-то стала судьбой, верят, что интерес к тарусской вышивке никогда не пропадет. Сейчас вернулась мода на все настоящее – натуральные материалы и ручную работу. А значит, уникальный промысел будет жить.
История, вышитая вручную
В начале декабря в Тарусе прошел целый цикл событий, посвященных вековому юбилею фабрики. Подлинные материалы, фотографии, образцы ручной вышивки тарусских мастериц были собраны в старинном купеческом доме Верзилиных на улице Комсомольской, где когда-то работала артель вышивальщиц.
Экспозиция получилась очень живой и теплой — словно страницы семейного альбома открывались малоизвестные факты о людях, стоявших у истоков предприятия, и тарусянках, продолживших их дело. Свой исследовательский труд по истории вышивки и переплетении человеческих судеб представила общественный деятель Наталья Верзилина.
В дни празднования юбилея фабрики в городе прошли тематические занятия для школьников и воспитанников детсадов. Дети изготовили более 500 сувениров на тему тарусской перевити. Их вручали гостям торжественного собрания в киноконцертном зале «Мир».
На сцене прошло модное дефиле – модели одежды, украшенные мотивами тарусской перевити, представили дизайнеры Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина. Директор института искусств РГУ имени А. Н. Косыгина Ольга Ковалёва отметила огромную роль тарусской фабрики в сохранении национальных орнаментов и передала поздравительный адрес от руководства университета. Его сотрудничество с фабрикой продолжается. Студенты уже побывали в Тарусе на практике, впереди — новые интересные проекты.
С 2012 года организует показы дизайнерских коллекций и модельер, член Московского Союза художников Наталья Меглицкая. На труды по популяризации и сохранению промысла ее когда-то благословил учитель, известный художник-модельер Вячеслав Зайцев. Известно, что мэтр высоко ценил тарусскую вышивку. Сейчас в городе работает музей-галерея Меглицкой «Тарусская перевить», профессиональные вышивальщицы учат молодежь на мастер-классах.
Все об уникальной технике «цветная перевить» знает вышивальщица Светлана Давыдова. Много лет она работала главным художником предприятия, сейчас делится тонкостями мастерства со своими ученицами. Перевить – одна из самых сложных и трудоемких техник среди ныне существующих. Благодаря мелкой сетке размером 3х3 миллиметра у тарусской вышивки большие изобразительные возможности. Этап подготовки называется «пландержка», нитки аккуратно выдергивают из ткани. Потом каждую клеточку обвивают нитью, умело сочетая цвета.
Когда готовились торжества, организаторы насчитали ровно 25 фабричных династий, которые сейчас живут в Тарусе. Возможно, их еще больше – вышивальщицы, художники, гладильщицы, закройщицы, работницы пландержки и других цехов, где создавалась уникальная продукция, отдали своей фабрике всю жизнь. Об этом говорила бывший директор предприятия Евгения Сергеевна Платонова, приветствовавшая коллег-ветеранов.
Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награждена выдающаяся вышивальщица, член Союза художников России Александра Ильинична Демченко. Недавно она отметила 95-летний юбилей. Ученица Маргариты Гумилевской стала главным художником фабрики в 1972 году.Талант передался ее дочери Любови Николаевне Блохиной. Она начала работать на фабрике в цехе машинной вышивки сразу после школы. Работы, созданные мастерицами в разные годы, - произведения искусства, которые хранятся в музеях страны.
Почетными грамотами губернатора области были награждены тарусянки Наталья Загорулько, Татьяна Спиридонова и Марина Мосина. Почетные грамоты министерства культуры и туризма региона вручили Лидии Манн и Юлии Соколовой.
Действующих сотрудниц и ветеранов производства поздравили глава администрации района Михаил Голубев, депутат Законодательного Собрания Калужской области Татьяна Дроздова, и. о. главы администрации Тарусы Игорь Ретуев, общественный деятель Наталья Верзилина, директор фабрики (сейчас – ООО НХП «Тарусская вышивка») Алексей Иринуца.
Ольга Коленова.
Фото автора, из фондов музейно-краеведческого центра «Дом Позняковых» и открытых источников.