22 ноября, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Школа окнами в лес

21.11.2024

В Юхнове сосны и впрямь заглядывают в школьные окна – здание послевоенной постройки, где сейчас учатся младшие классы, окружает лесопарк, стройные деревья и у нового корпуса школы. Но для здешних ребят лес гораздо больше, чем часть пейзажа. Почти шесть десятков лет, с 1968 года, здесь работает школьное лесничество имени Павла Дмитриевича Симакова. Трижды оно становилось лучшим в стране. Кстати, когда готовили этот материал, мы с фотокором Сергеем Лялякиным много ходили по Юхнову и окрестностям, после Калуги удивлялись чистоте улиц и лесов – ни мусорных куч, ни даже пластиковых бутылок и пакетов нам не попалось. Воспитание?


Когда деревья были маленькими


Юлия Вячеславовна Агеева, отличник народного просвещения, Почетный гражданин Юхновского района, первый руководитель школьного лесничества, бережно хранит все, что с его историей связано. Среди документов письмо, которое она, завуч по учебно-воспитательной работе городской школы №1, получила из районного отдела образования в 1968 году. «К вам направляется Симаков Павел Дмитриевич по вопросу создания школьного лесничества. Прошу обратить серьезное внимание», – сообщалось в нем.



Павел Дмитриевич работал в Юхновском лесхозе инженером охраны и защиты леса. Их с директором лесхоза Максом Ивановичем Киселёвым приказ областного управления лесного хозяйства о школьных лесничествах вдохновил. Тогда Симаков в один день побывал и в роно, и в школе – все «за». Но первыми быть нелегко. Такой подрост (подростом лесники называют молодое поколение деревьев под пологом взрослых, способных со временем стать главным ярусом леса) растить еще не приходилось.

– Решили привлечь 7-е и 8-е классы. Ребята уже могут и в лес пойти, и работы самостоятельно выполнять, и на курс лесных наук есть время. Вместе с Павлом Дмитриевичем мы проводили встречи со школьниками. Сразу подняли руки желающие вступить в лесничество. А Павел Дмитриевич говорит: «Это не игра с лесом. Поэтому вы подумайте, дома с родителями посоветуйтесь». Подход был самый серьезный, – вспоминает Юлия АГЕЕВА.

Насколько серьезный, говорит уже то, что за первыми юными лесоводами, а их набралось больше двух десятков, закрепили участки леса – береги, охраняй. Дело было в феврале, и осматривать границы владений Павел Симаков повел ребят на лыжах, по дороге о лесе много интересного рассказывал. Так открылось второе призвание Павла Дмитриевича – более 20 лет он будет работать с детьми.

– В нашем школьном лесничестве действовали четыре отряда. Фенологи по заданию Обнинского филиала Московского географического общества вели наблюдение за изменениями в природе. Отряд «Лесная аптека» собирал лекарственное сырье. «Голубой патруль» отвечал за очистку рек и прудов, укрепление берегов, посадку ив. «Зеленый патруль» участвовал в охране леса от порубок и пожаров, перед новогодними праздниками проводили операцию «Елочка».

И конфликты случались. Поэтому, отправляясь в рейд, каждый получал конкретное задание и составленную Павлом Дмитриевичем памятку: «Будьте вежливы, не допускайте ссор. Обязательно отрекомендуйтесь, к кому предъявляете претензии (срубил елочку и т.д.), покажите удостоверение школьного лесничества. В случае необходимости обращайтесь в штаб». Если ребята уходили на задание, в штабе всегда был дежурный, – продолжила Юлия Вячеславовна.

С точки зрения дня сегодняшнего, когда многие стараются уберечь детей от любых трудностей, поразительно – какая ответственность и какое доверие к ребятам!

Информация к размышлению

План работы Юхновского школьного лесничества на 1971 год:
«Собрать 1000 кг шишек сосны и ели, изготовить 50 скворечников, вырастить 60 тыс. штук посадочного материала ели, заложить питомник ясеня, клена и боярышника, на 15 га провести рубки ухода, осветление молодняка – на 31 га. Отвести лесосеки на 
60 га, сдать в аптеку 50 кг лекарственного сырья, собрать и сдать на грибоварню 800 кг грибов». 
Всего за школьным лесничеством было закреплено 1042 га лесного фонда!

Под крыльями палаток


Лето. Каникулы. Впору забросить учебники, купаться, гонять на велике. А юные лесоводы отправлялись в лесной лагерь. Немудреный палаточный быт, работа в лесу, спорт, у костра песни под баян, танцы.

Как жил первый палаточный лагерь Юхновского школьного лесничества, рассказала газета «Знамя» в 1968 году в материале «Принимай, лес, новых друзей!». Вот что писали сами ребята в дневниках:

«4-й день, 27 июня. После завтрака двинулись в путь. Мальчики шли быстро, но девочки хотели их обогнать. Конечно, им это не удалось. Начали работать. Между Бердиным и Новиковым, Рекутским и Тимохиным началось соревнование. Победили Рекутский и Тимохин – они сделали 160 кольев».

«5-й день, 28 июня. После завтрака Емельянов, Воробьев, Ильин стали разучивать на баяне «Подмосковные вечера». В обед подали подгорелую кашу, и в тарелках осталось большое ее количество. Этим самым повергли в уныние помощников повара Егорушкина и Богачеву».

«8-й день, 2 июля. Утром нам не повезло. Было холодно, позже начался дождь. После обеда стали слушать магнитофон, учили мальчишек танцевать, чтобы в 9-м классе они не стояли около стенки. Играли также в теннис, бадминтон и волейбол».

Сложилась традиция – по итогам трудовой четверти дети получали в награду различные туристические поездки – побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске, Брянске, Минске, проехали по Золотому кольцу и т.д. А в 1994 году школьному лесничеству лесхоз и областное управление лесами передали автобус «Турист».

Наша коллега, главный редактор районной газеты «Юхновские вести» Татьяна Кондратьева была членом школьного лесничества в конце 80 – начале 90-х годов.



 – Попасть сюда было очень престижно – очередь стояла из желающих. Принимали, только если хорошо учишься и активно участвуешь в общественной жизни. Дело было поставлено серьезно – и теория, и практика. Школьное лесничество работало с Юхновским лесхозом. Его сотрудники рассказывали о жизни леса, уходе за ним, охране.
А летом на базе первой городской школы открывался лагерь. Нам выделяли два класса, ставили раскладушки. Можно было сбегать домой, но туда никто не рвался. С утра зарядка, завтрак, потом ехали в питомник. Пропалывали елочки и тяпками, и вручную. Сложно – плантации огромные, но нам очень нравилось. Труд оплачивался. Наличные, естественно, никто тогда не давал, но в конце сезона на эти деньги для нас организовывали совершенно фантастические поездки. В одной из них состоялось мое первое знакомство с Питером.
Все закладывается в детстве. Когда сам посадил крохотный саженец, видишь, как он растет, возникает трепетное отношение к природе. Я не связала свой профессиональный путь с лесом, но для меня он неотъемлемая часть жизни.

Александра ШАМАРИНА:

– Посадка деревьев для меня – отдельная тема. Сам процесс интересный – как сеянец в глиняную болтушку погрузить, как мечом Колесова правильно работать. Высадить надо так, чтобы сеянец крепко держался в земле. Очень приятно, когда то, что ты посадишь, приживается.

Анна НОВИКОВА:



– Нас с Сашей Шамариной в школьное лесничество пригласила знакомая старшеклас-сница. Я до этого биологией не увлекалась, но решила попробовать, и мне понравилось. Для областного конкурса мы ролик снимали о краснокнижном растении печеночнице. Нашли его прямо в парке у начальной школы.


В новой форме


Новые кители взамен тех, что остались с советских времен, пошьют ребятам в этом году. Сертификат – приз за победу в областном конкурсе. Старая форма займет свое место в музее школы вместе с множеством фотографий, документов, мечами Колесова (специальная лопата для посадки лесных культур) и другими вещами, рассказывающими об истории школьного лесничества.

Оно, как сосны, что за камушки на обрывистых берегах Угры цепляются и не падают, устояло под «ветрами» реформ и преобразований. В 2007-м лесхозы преобразовали в лесничества, фактически оставив только контрольные функции. Из школ уходило трудовое воспитание учеников. Пока наконец его в прошлом году не вернули обратно Федеральным законом № 479-ФЗ.

Анна Ивашурова пришла в школу в 1990 году. Заведовала пришкольным участком, преподавала биологию и возглавила школьное лесничество в 2012-м. «Зеленых» мероприятий, в которых участвуют ее ученики, не счесть – высаживали липы на улицах города, в акции «Лес Победы» – ели, дубы и сосны, собрали большущие мешки желудей для восстановления дубрав в национальном парке «Угра», делали кормушки для птиц, скворечники, синичники, даже совятники с соколятниками, собирали макулатуру и т.д. А еще ребята под руководством Анны Анатольевны проводят различные исследования.



– Мы тесно сотрудничаем с Юхновским лесничеством. Всегда активно помогала бывшая до недавнего времени его директором Наталья Хвастунова, воспитанница нашего школьного лесничества. Мастер леса Владимир Макеенков многие годы был нашим куратором, мы и сейчас поддерживаем контакты. Большой друг школьного лесничества инспектор национального парка « Угра» Андрей Иванов, – рассказала Анна Ивашурова.

А вы, уважаемые читатели, смогли бы определить по голосам несколько десятков птиц? А из чьего гнезда яйцо? А виды лесных вредителей? Вот такие вопросы бывают на конкурсах для юных лесоводов. Юхновчане в них регулярно участвуют. В прошлом году добились большого успеха – Александра Шамарина, Анна Новикова, Аида Исаева заняли первое командное место на областном конкурсе и второе на VII Всероссийском съезде школьных лесничеств.

Директор школы Лариса Левенкова, тоже возглавлявшая лесничество в бытность завучем, поделилась планами. Наконец завершился капитальный ремонт, и весной можно будет разбить делянку с хвойниками у здания старшей школы, а в парке рядом с начальной – восстановить экологическую тропу и, конечно, заняться «зелеными страницами» школьного музея.

!За годы работы школьного лесничества более полусотни его воспитанников выбрали работой своей жизни лесное дело, еще больше – естественно-научные, экологические направления.

Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА, из архивов Ю.В. Агеевой 
и Юхновского школьного лесничества.