14 ноября, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Вторая жизнь для заброшки

14.11.2024

Пройдет время, и на углу улиц Королёва и Баумана мы увидим возрожденный Одигитриевский храм. Именно возрожденный, поскольку до основания, как это было принято в послереволюционные годы, его не снесли.


Раненый, но сохранённый


После прихода к власти большевиков этот храм, которому было на то время более 150 лет, лишился колокольни и куполов. По решению новых пролетарских властей он был перестроен в двухэтажное общежитие. До нашего времени сохранилась церковная ограда с угловой часовней. Дом десятилетиями использовался как переселенческий фонд городской управы.

Довелось и моей семье пять лет пожить в этом доме, куда нас переселили на время, пока строили новый дом на улице Воскресенской вместо снесенного. Было это в конце 70-х. Нас разместили в квартире на первом этаже, где кроме нас жили еще десять семей. Этаж – это длинный коридор, в конце которого на месте бывшего алтаря – туалет. Хотя его могли бы обустроить и в другом месте. Но идеология тех лет была иной.

Рядом с туалетом находилась комната, которую почему-то называли прачечной. Здесь было три умывальника с холодной водой и тазики для стирки. Неподалеку кухня с двумя газовыми плитами, а это восемь конфорок на 11 семей!

У всех соседей была лишь одна мечта: скорее переехать в новое жилье – в собственную квартиру! И когда это случалось, на счастливчика смотрели с нескрываемой завистью. И лишь малыш Дениска Цуканов был доволен таким жильем: он садился на свой трехколесный велосипед и с ветерком носился вдоль длиннющего коридора, по которому хоть троллейбусный маршрут пускай.
Когда нашей семье сообщили, что новый дом на Воскресенской готов и можно переезжать, мы от души желали соседям, оставшимся на Королёва, 28, скорейшего переезда в комфортное жилье. Однако быстро получилось не у всех.



И снова церковь!


Расселение дома произошло лишь в начале 2000-х годов. После этого в него уже никого не заселяли. А без людского присутствия дом, и без того калека, превращался в запустелое ветхое здание. Однако полный снос ему не грозит, поскольку с 1991 года здание обрело статус объекта культурного наследия регионального значения.

Осенью нынешнего года территорию здания оградили плотным забором по всему периметру. Установили бытовки. Начались какие-то работы... Неужели приступают к восстановлению? 

Со своими вопросами мы обратились к начальнику Управления по охране объектов культурного наследия Евгению Чудакову.

 – Сохранение любого памятника зависит от того, кому он принадлежит. Этот объект прежде был многоквартирным домом, который принадлежал муниципалитету. Но использовать культовое здание-памятник архитектуры под жилье ненормально. Соответственно уже в наше время было принято решение начать процедуру передачи его в собственность епархии. Но восстановление — это колоссальные деньги, поэтому епархия сказала, что готова забрать храм, но надо вернуть его в том виде, в каком когда-то забрали. В связи с этим здание планируется к реставрации за счет средств частного инвестора с последующей передачей епархии.

Спасибо городским властям, что они нашли механизм передать этот объект некоммерческой организации – фонду муниципального развития города, который аккумулирует средства меценатов, людей, небезразличных к истории. По сути, представительная и исполнительная власти сплотились и нашли возможность передать объект фонду, который сейчас выступил менеджером проекта, координатором процесса восстановления памятника архитектуры.
Это очень многогранный и финансово затратный проект. Сейчас началось проектирование: нужен полноценный проект. Для его создания ведется сбор исходно-разрешительных документов, архивных, библиографических данных. Проводится шурфовка территории, чтобы определить, в каком конкретно месте были фундаменты храма. Такие действия связаны с тем, чтобы восстановление проходило по историческим чертежам и натурным обследованиям.

Работы предусматривают восстановление алтарной части, четверика, усиление фундамента, демонтаж перекрытий, устройство оконных и дверных проемов, восстановление колокольни.

Собственник восстанавливать будет то, что пройдет историко-культурную экспертизу. Объект сложный, создание проектов такого рода занимает обычно больше года. И только после этого мы можем запустить в работу реставраторов с лицензией министерства культуры России, то есть людей, которые умеют и знают, как работать с памятниками архитектуры, и начать воплощать в жизнь проект реставрации этого храма.

Чтобы были учтены все религиозные каноны, к процессу проектирования мы подключим епархию. Например, цвета оформления в культовых сооружениях определяются исходя из того, каким святым посвящен тот или иной придел храма или в честь кого освящен храм. Для такой работы мы привлекаем специалистов из других регионов, потому что сложные задачи лучше решать с привлечением экспертов федерального уровня. Финалом станет возрождение храма, который дополнит исторический центр Калуги еще одной доминантой.
Это очень амбициозный проект, и я верю, что он будет реализован, а причастные к нему люди, особенно меценаты, которые его финансируют, обязательно войдут в историю Калуги.

Евгений Чудаков подчеркнул, что наша область имеет большой опыт восстановления храмов. Например, только за последние три года успешные масштабные работы проводились в Святo-Уcпенском Бoровенском мужском мoнастыре в Мосальском районе, старообрядческом соборе Покрова Пресвятой Богородицы в Боровске, Покровском храме в селе Покров Жуковского района. – Восстановление трех объектов за три года – это очень серьезный успех для нашего региона, – отметил Евгений Чудаков.


Снимок начала XX века.

СПРАВКА
Одигитриевская деревянная церковь впервые упоминается в описи 1685 года как церковь Одигитрии «на песку с четырьмя колоколами». 
До революции Одигитриевской называлась и улица, на которой церковь располагалась. Каменная церковь на этом месте построена в 1750 – 1751 годах. Объект представляет собой пример церковного зодчества Калуги, относящийся к XVIII – XIX векам. 
Одигитриевскую церковь посещала семья Циолковского.



Капитолина КОРОБОВА.
Фото автора и из открытых источников.