21 ноября, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Путеводная звезда корабелов

14.11.2024
текст тут - автор тут.

За 57 лет своей деятельности Боровский опытный завод «Вега» обеспечил гребными винтами, водометными движителями и прочим оборудованием сотни судов гражданского и военного флота как в нашей стране, так и за рубежом. Сегодня «Вега» остается единственным в стране предприятием этого профиля.

Незримое присутствие адмирала

Филиал АО «Центр судостроения «Звездочка» Боровский опытный завод «Вега» практически вплотную примыкает к родине адмирала Дмитрия Сенявина, селу Комлево. Может быть, этот факт и повлиял в 1965 году на принятие Министерством судостроительной промышленности СССР решения о строительстве в сугубо сухопутном Боровске такого предприятия?



– Возможно, адмирал Сенявин был тем маяком, который направил в Боровск принципиально новую отрасль – судостроение, – считает бывший многолетний директор завода, а ныне советник руководителя предприятия, Почетный гражданин Боровска Лев Файнгерц. – Для нас имя адмирала и соседство с местом его рождения глубоко символичны. Память о нашем великом земляке заводчане передают из поколения в поколение, а славу выдающегося флотоводца мы стараемся подкреплять успехами в труде.

А в самом названии «Вега» нет ничего астрономического. Такие телетайпные позывные профильное министерство определило предприятию в 1967 году. В ту пору каждый оборонный завод имел свои позывные.



В 1996 году в селе Комлево на средства предприятия был установлен памятник адмиралу Сенявину, у которого проходят митинги на День ВМФ с участием заводчан. День ВМФ – особый праздник для «веговцев», которые с гордостью считают себя причастными к славе и мощи нашего флота, ведь «Вега» производит судовые движители и системы управления движителями для всех флотов.


Строительство подшефной школы в Боровске. 1972 г.

 Связь эпох

Созданное еще в послевоенные годы Всесоюзное конструкторское бюро «Винт» не могло обходиться без собственной производственной базы, ведь до тех пор движительное судовое оборудование закупалось за рубежом. Но зависимость от зарубежных поставок в условиях «железного занавеса» вынуждала наладить собственное производство. Производственные базы постепенно начали создавать в Литве, на Украине, в Ленинградской области.

Дошла очередь и до предприятия в Боровске, которое строилось почти два года. Многое на опытном заводе «Вега» было создано именно в советские годы и служит по сей день. Например, станки, которые установили еще в день ввода в строй первой очереди предприятия в 1967 году.

– Конечно, гордиться тем, что предприятие работает на дедовских станках, давно выработавших свои ресурсы, было бы не совсем правильно, – рассуждает Лев Файнгерц. – Но тут иная гордость – за наших рабочих, которые освоили бережливое производство, продлили старым станкам жизнь и по-прежнему изготовляют на них уникальные, высокоточные детали.



– Модернизация производства на предприятии идет, – продолжает директор завода Алексей Захарченко. Хотелось бы, чтобы этот процесс продвигался быстрее, но на это пока нет средств, да и отечественное станкостроение только начинает возрождаться. Надежда пока в этом плане только на китайских партнеров, ведь Европа и Америка поставили здесь заслон в виде антироссийских санкций. Благодаря поддержке Минпромторга России мы смогли приобрести несколько уникальных обрабатывающих центров и высокоточных станков, построили более вместительный испытательный бассейн, автономную котельную… Но это лишь начало нашей модернизации, без которой у предприятия не будет дальнейшего развития. Поэтому на ближайшие годы центром судостроения «Звездочка» поддержана наша программа технического перевооружения на 1,2 миллиарда рублей.

В перспективы «Веги» охотно верится, учитывая ее уникальность в масштабах страны и жизненную необходимость ее продукции для флотов, ведь сегодня Боровский опытный завод успешно конкурирует с такими законодателями мод в мировом судостроении, как Schjttel, Rolls-Royce, ZF-Marin и другими концернами, которые отгородились от России санкционной стеной.

Лихолетье 90-х

После развала СССР у завода разорвались многочисленные налаженные годами кооперационные связи с родственными когда-то предприятиями в Каунасе, Николаеве, Киеве. Военные заказы сократились до минимума. Начали копиться долги по зарплате. Но надо было как-то выживать, сохранять уникальный коллектив. Подспорьем было то, что у завода имелось собственное подсобное хозяйство со свинокомплексом, картофельными полями. Да и основная масса работников имели собственные приусадебные хозяйства. Вот в чем преимущество маленького города!

– Приходилось переключаться на самую разнообразную продукцию, – вспоминает Лев Файнгерц. – Выпускали движительное оборудование для крановых судов «Газпрома». Но в основном изготовляли непрофильную для нас продукцию: аварийно-спасательный инструмент, спортивный инвентарь и многое другое. Заказчики расплачивались с нами по бартеру. «Газпром» – поставками газа, «Электросети» – электроэнергией. Излишки этого бартера мы реализовали, меняли на продовольствие, ведь наличность была в большом дефиците. Оглядываясь назад, делаю вывод, что выжили чудом. Главное – сохранили коллектив.

А люди, закаленные трудностями лихолетья 90-х, крепко спаялись с заводом и не мыслят себя без него. Наверное, поэтому на предприятии образовалось много трудовых династий.

Кадровый голод


Боровск и его окрестности отдали «Веге» все свободные трудовые ресурсы. Но рядом многочисленные предприятия индустриального парка «Ворсино». Некоторые работники «Веги» перешли туда. Причина – более высокая зарплата. Хотя и на «Веге» она отнюдь не маленькая – более 90 тысяч рублей. Многие работники калужских заводов о такой могут только мечтать. Но дело в том, что в Боровском районе самая высокая средняя зарплата в области и она уже давно перевалила за сто тысяч.

Инженерные кадры для завода готовятся в Калужском филиале МГТУ имени Н.Э. Баумана, а рабочие – на самом предприятии и в Обинском техническом лицее № 19. Но главное, не только привлечь эти кадры, но и удержать их, что в условиях Боровского района весьма непросто. А кадры необходимы как воздух. Заказы выросли на 200 %, от производства гражданской продукции временно вообще пришлось отказаться.

– Будем и далее повышать зарплату, – уверяет Алексей Захарченко. – Запланированная модернизация производства тоже сделает работу на нашем предприятии более привлекательной. Надеемся на молодежь, ее патриотизм. Мы обязаны сохранить наш завод.

Династийное сообщество

Сегодня «Вега» – это завод трудовых династий. Некоторые из них начали складываться еще в 60 – 70-е годы. Среди трехсот работников предприятия трудно найти тех, кто не был бы связан семейно-заводскими узами. Несмотря на относительную молодость предприятия (всего 57 лет) общий трудовой стаж некоторых династий превышает полторы сотни лет! Здесь трудятся представители уже третьего поколения.
Династиями Шокиных, Исаевых, Мусориных, Прониных, Соколовых, Бахуровых, Вахтиных и многих других гордится весь Боровский район. У каждой семьи своя богатая трудовая летопись. Например, родоначальником династии Мусориных является знатный токарь Анатолий Антонович, пришедший на завод в 1970 году после службы в армии и посвятивший предприятию 43 года, вплоть до выхода на пенсию. По его примеру на завод пришли сын Сергей и внук Максим. Оба они освоили несколько смежных профессий, оба защищают честь завода на футбольных турнирах.

Не менее знаменита и династия Прониных. Ее возглавляет Павел Николаевич, токарь 6-го разряда, кавалер ордена «Знак Почета». По примеру отца на заводе трудятся его сыновья, фрезеровщики Юрий и Николай, невестка Марина, электромонтажник-схемщик. Впрочем, Пронины-сыновья обладают несколькими смежными специальностями, как и Мусорины.


отец и сын – Павел и Николай Пронины.

Некоторые трудовые семьи породнились, образовав новые династии. Например: Боковы – Соколовы.

Но есть на «Веге» одна особая династия, которая отличается не столько общим трудовым стажем, который начался всего лишь в 2014 году, а своей географией. Это семья потомственных кораблестроителей Бродзянских. Все они приехали из Николаева, где трудились вместе с родителями на одном из градообразующих кораблестроительных предприятий.

О младшем представителе этой семьи Викторе, который сейчас работает инженером-технологом на Калужском турбинном заводе, «КГВ» уже рассказывали чуть более года назад. В отличие от «Веги», огромный Николаевский кораблестроительный завод имени 63-х коммунаров (старое название) не смог выжить. Бродзянские решили попытать счастья в России, где кораблестроители всегда были в особой цене. Самый младший, Виктор, устроился на КТЗ, остальные братья отправились на «Вегу».

 – На заводе нас встретили доброжелательно, – рассказывает инженер-энергетик Григорий Бродзянский. – Быстро были решены и все наши социально-бытовые вопросы. Такое впечатление, что трудимся здесь всю жизнь. Хотя Николаев, конечно, вспоминаем. Там остались родители, сестры. У нас большая семья. И она продолжает расти, ведь большинство наших детей появились на свет уже здесь, в России.
Сегодня на «Веге» трудятся пока трое Бродзянских. Пока, потому что подрастают новые поколения потомственных кораблестроителей.


Семья Бродзянских в Николаеве



Жизнь города и района сегодня трудно представить без этого предприятия, любое массовое общественное или спортивное мероприятие в Боровске не обходится без участия «веговцев». Они активно помогают СВО. Заводом построены многочисленные объекты соцкультбыта, которые переданы в муниципальную собственность. На районную и городскую доску Почета в разные годы занесены многие работники завода. Предприятие отзывается на инициативы города и района. А династии «Веги» – наша особая гордость, гарант того, что завод будет развиваться. 




Игорь ФАДЕЕВ.
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА и из архива завода.