22 декабря, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Алхимия воспитания

31.10.2024

За три десятка лет здесь выработали уникальную систему воспитания через наставничество, когда внимательное и чуткое отношение к детской душе исправляет на первый взгляд непоправимое. Аналогов этой системе в России нет, с ее помощью в «Китеже» сумели восстановить десятки поломанных детских судеб.


Посёлок энтузиастов


В далеком 1992 году на заброшенном колхозном поле в окрестностях деревни Чумазово Барятинского района группа москвичей-энтузиастов под началом молодого журналиста-международника Дмитрия Морозова стала строить первые дома. Дмитрий загорелся идеей создать семейный поселок ради счастливой и здоровой жизни вдали от мегаполисов. Средства на строительство собирались в том числе и через благотворительные марафоны на радио «Маяк», где Дмитрий вел авторские программы и эфиры.

Позже в «Китеж» приехали несколько семей из Прибалтики, Калуги и других городов. В семьях подрастали дети, их нужно было где-то учить. Сначала отправляли ребят в сельскую школу за 4 километра от «Китежа», а потом родители решили строить свою. Пока не отстроили школьное здание, уроки шли на дому.

Опыт работы с детьми Дмитрий приобрел еще на радио: летом он подрабатывал пионервожатым в лагерях, куда сотрудники «Маяка» отправляли своих отпрысков. Этот опыт он решает внедрить в «Китеже».

Однажды у ворот поселка остановилась милицейская машина, из которой вышли два мрачных подростка. Китежане взяли их на поруки. Впоследствии такие визиты стали повторяться, а дальше родители сами стали ездить по детским домам, выбирая себе приемных детей. Принимали обездоленных ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Калужской, Владимирской и Самарской областей.



 Альма-матер


Образовательный процесс в местной школе регламентируется федеральным государственным образовательным стандартом, ее выпускники получают такое же образование, как и сверстники из обычных школ. Но есть нюансы, отличающие эту школу от обычных.



Полукруглое здание новой школы в футуристическом стиле спроектировали в 2011 году молодые московские архитекторы. Его построили на средства благотворителей и сдали в эксплуатацию в 2015 году.


Сейчас в китежской альма-матер учатся 23 ребенка, преподавание ведут 11 педагогов, которые одновременно могут быть родителями и наставниками. Классы формируются из 6-12 ребят. Так преподаватели уделяют внимание и занимаются с каждым учеником в отдельности. Этот подход дает качественное усвоение пройденного материала, создает неповторимую общность между учениками и педагогами, о которой в обычной школе с переполненными классами и многотомными отчетами остается только мечтать.

В «Китеже» для гармоничного развития личности имеется все необходимое. В 13 благоустроенных домах сейчас проживают пять семей. На территории поселка расположены ферма с коровами, овцами, пасека и собственная сыроварня, огороды и теплицы, столярная мастерская, небольшая действующая деревянная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Сохранилось здание старой школы, где занимаются начальные классы и оборудован спортзал.

Из хулиганов в юристы


Выпускники «Китежа» из ершистых подростков превращаются в респектабельных людей, которые строят успешную карьеру в юриспруденции и педагогике, ценятся как высококвалифицированные специалисты рабочих профессий.

Братьев Сергея и Николая привезли в «Китеж» в далеком 1993 году сотрудники милиции. Стражи порядка пообещали отдать их в колонию, если китежане не возьмутся за их перевоспитание. И они взялись, хотя на тот момент серьезного воспитательного опыта у них не было. До «Китежа» эти барятинские сорвиголовы были предоставлены сами себе и отчаянно хулиганили. Рассказывали всем, что жили на чердаке, а на обед жарили себе на костре пойманных голубей. Сейчас один из них занимается грузоперевозками в столице, другой работает в Калуге на фабрике по сборке мебели. Рукастые и хозяйственные, мужчины пользуются заслуженным авторитетом в трудовых коллективах.

Успешными юристами стали некогда трудные подростки Стас и Василий. А Андрея с его великолепным знанием английского языка заметили итальянские специалисты, занимающиеся поставками в Россию оборудования по производству колбас. В отсутствие переводчика он обеспечил им общение с директором московского предприятия, на котором работал мастером по наладке оборудования. Прекрасный разговорный английский Андрей еще подростком отточил в «Китеже», общаясь с его носителями – студентами из Великобритании, прибывшими в Калужскую область по программе обмена.

Сергей Вахтин после окончания колледжа при РГСУ по специальности «гостиничный сервис» попытался найти себя в столице. Работал администратором в гостинице, официантом, оператором колл-центра. Но Москва с ее жестким ритмом пришлась не по душе. Тогда он решил вернуться в «Китеж» и стать волонтером.



– Здесь я живу уже третий год, – рассказывает Сергей ВАХТИН. – Занимаюсь с детьми: помогаю им готовить уроки, осваивать прикладную информатику. Выполняю небольшие поручения по хозяйству: гвоздь прибить, стул починить. Но основная моя задача – быть с детьми. С ними я чувствую себя на своем месте.

Школа жизни


В «Китеже» нашлась работа для четырех жителей села Барятино и Барятинского района. В их числе – наша коллега, главный редактор газеты «Сельские зори» Татьяна Киреева. Она преподает русский язык и литературу, ведет журналистский кружок.
Нашли себя в «Китеже» молодой учитель физкультуры, выпускник Кировского инженерно-педагогического колледжа Александр Кравчук, учитель английского языка Николай Миронов, учитель биологии и химии Валентина Павлютина. Из Шайковки сюда приезжает на работу директор школы Анастасия Гапонова.

В настоящее время все больше родителей Барятинского района отдают предпочтение именно китежской школе: везут сюда детей из Коськова, Шемелинок и самого Барятина. Им важно, что в «Китеже» серьезно и адресно занимаются образованием и воспитанием.

И они правы! К этому времени «Китеж» стал своего рода многофункциональным воспитательно-образовательным центром, где процесс воспитания не прекращается ни на минуту. Жизнь здесь становится школой, а школа – жизнью.

Детско-взрослая общность

С заместителем директора по воспитательной работе Ириной Вараксиной и учителем начальных классов, психологом Натальей Назаровой осматриваем школу. Ирина одной из первых приехала в «Китеж» из Калуги с волонтерским студенческим отрядом в 1993 году, а в 1995-м переехала сюда навсегда. Наталья с мужем Иваном приехала в «Китеж» из Подольска в 2007 году.

В школе и на территории поселка чистота и порядок. У входа на полочках аккуратными рядами выстроена сменная обувь. В просторном холле теннисный стол – так ребята переключаются с умственной деятельности на спортивные баталии.
Премудростям журналистской профессии можно обучиться в медиазоне – освоить фотографирование, съемку видеороликов. Медиазону организовали на грантовые средства за победу в конкурсе школьных инициатив. Это уже вторая победа, а на средства первого гранта оформлен центр детских инициатив – любимое место отдыха и общения юных китежан.



– У нас сложилась особая система взаимоотношений взрослых и детей, которая отличает «Китеж» от других образовательных учреждений, – рассказывает Наталья НАЗАРОВА. – Это детско-взрослая общность, которая обладает огромным воспитательным потенциалом. Ребята и в школе, и после школы все время с нами, а мы – с ними. Общаемся, дружим, вместе проводим время. Так поддерживается максимальная близость между взрослыми и детьми.
Любая провинность или конфликт в «Китеже» на виду. Такие вещи сразу отслеживают, деликатно разбирают вместе с наставниками и исправляют. Виновники сами предлагают способы компенсации ущерба. Поломанные стулья чинят, за причиненную обиду извиняются. Могут поработать на ферме или в огороде, заняться уборкой территории.



В школе имеется 3D-мастерская с лазерным станком, на котором можно вырезать любые смоделированные на компьютере формы – домики, подсвечники, скворечники, цветы. Здесь же установлен станок для изготовления значков, есть оборудование для термопечати на футболках, кепках, шопперах. Здесь ребята получают нужные прикладные навыки.


«Китеж» живет по особым законам, выработанным детско-родительским сообществом. Здесь положено беречь все построенное, не мусорить, не курить и не употреблять спиртное, быть вежливыми, решать конфликты конструктивным путем.
К старому возврата больше нет

Для ребят организуют походы, экскурсии, квесты.

Центральное событие жизни поселка – «Китежские игры». К ним обычно готовится интерактивный спектакль с погружением в разные исторические эпохи или фантастические истории. К примеру, этой зимой готовится игра про покорение Сибири Ермаком, а следующим летом она будет посвящена Римской империи. На майских праздниках планируется уличная игра по мотивам космических приключений. Игровые истории обладают развивающим и терапевтическим эффектом: в них оживают герои и злодеи, по сюжету нужно преодолеть собственные страхи и научиться работать в команде.

Во время проведения «Китежских игр» в поселке становится особенно многолюдно. Сюда приезжают студенты, родители, психологи, волонтеры. Из подручных материалов шьются костюмы, изготавливается оружие, на основе любимых книг или компьютерных игр пишутся сценарии. И становится так интересно жить в этом сплоченном и по-хорошему беспокойном сообществе, что возвращаться к прежним деструктивным моделям поведения ребятам больше не хочется. И недосуг.



– В «Китеже» легко и классно учиться, – делится девятиклассница Грата. – А еще я люблю участвовать в разных активностях – играть в настолки, спортивные и подвижные игры. Здесь у меня появились добрые наставники и верные друзья. Мне здесь очень хорошо!






В школе организован небольшой этнографический музей «От прошлого к современности». Чего тут только нет: бабушкины прялки, керосиновые лампы, глиняные горшочки, чугунки, ухваты, самовары и старинный утюг. Экспонаты для музея привозят жители окрестных поселений.


Ирина ТОКАРЕВА.
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.