26 декабря, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Играй и узнавай свой край

31.10.2024

У каждого малая родина своя, и ее история – своеобразный «родительский сундучок», наследство, оставленное предками: дедушкины легенды и бабушкины рассказы, обычаи и традиции, богатства недр и полей. Одной из форм изучения родного края стали краеведческие игры, в разработку которых вовлекается все больше наших юношей и девушек.


Большой отклик


Первооткрывателем в этой сфере стал студент Института истории и права Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского Иван Гончаров. Его игра состоит из трех разделов: «Калуга историческая», «Калуга космическая» и «Калуга культурная». Министр образования и науки области Александр Аникеев отметил, что юноше удалось совместить в своей разработке молодежный дизайн и интересные педагогические методики, которые он почерпнул во время учебной практики в 45-й калужской школе.



Игра нашла свою целевую аудиторию. В КГУ даже состоялся межвузовский чемпионат по «настолке» Ивана Гончарова. В нее стали играть и школьники региона в рамках дополнительных уроков курса «История Калужского края».

 – Это будет полезным для школьников, студентов и широкой аудитории, которая интересуется историей и традициями Калужской области, – уверен Иван ГОНЧАРОВ.

Приятное с полезным


Молодежь калужского мик-рорайона Турынино тоже не осталась в стороне и придумала собственную игру «Хочется в усадьбу». Проект они разрабатывали в городской библиотеке-филиале № 25, на базе которой в начале года создана точка концентрации талантов по федеральному проекту «Гений места» нацпроекта «Культура» – здесь у ребят появилось новое арт-пространство для развития творческих способностей. Авторами идеи выступили заведующая городской библиотекой-филиалом № 25 Ирина Ипатьева, студентка КГУ имени К. Э. Циолковского Анастасия Салдаева, педагог технопарка «Кванториум» калужской школы № 44 Михаил Марков и школьники Илья Саранчин, Георгий Буялич и Артем Марков. По словам Ирины Ипатьевой, некоторые ребята захотели получить архитектурное образование, чтобы в дальнейшем заниматься реставрацией старинных домов.

Игра позволяет совершить путешествие по карте Калужского наместничества 1792 года. Передвигаясь от одной дорожной почтовой станции к другой, путешественники знакомятся с историей этих мест, расположенными здесь усадьбами, черпают информацию о владельцах. В игре предусмотрена экономическая составляющая, которая дает возможность узнать о ценах на услуги почтовой отрасли Российской империи и перевозок.

Пока в «Звездном» дети увлеченно кидали кубики, делали ходы и «путешествовали» по Калужской губернии, «переезжая» от станции к станции на почтовых лошадях, их мамы плели сети для специальной военной операции.

Сделано с умом


Детали для игры — кубики, фишки, фигурки лошадей и 27 карточек с изображением усадеб — были изготовлены в рамках занятия по 3D–моделированию в «Кванториуме». На составляющих «настолки» есть QR-код, с помощью которого все желающие могут познакомиться с информацией о достопримечательностях области. Артем Марков также придумал к игре «карту случайностей» с табличками в виде подков.

Игру уже опробовали на турнире «Мы придумали игру», а также в детском оздоровительном лагере «Звездный». 

– Очень хочется, чтобы наш опыт пригодился. Может быть, на его основе будет написала исследовательская студенческая работа или его учтут педагоги, решившие открыть такую же точку концентрации у себя, чтобы обучать детей. Разработка настольных игр, как оказалось, творчество сложное: мы долго блуждали в поисках темы, много думали, как воплотить этот проект в жизнь, – рассказала Ирина ИПАТЬЕВА.


Кстати
Это не все ноу-хау, которыми увлекают школьников в библиотеке. Дети играют еще в одну образовательную краеведческую игру – «Г. К. Жуков – Маршал Победы». Это авторская разработка и подарок писателя из Тарусы Сергея Михеенкова, который известен по документальным исследованиям о Великой Отечественной войне.


Татьяна САВКИНА.
Фото из архива Ирины Ипатьевой.