Человек из легендарной плеяды
31.10.2024
На вечер памяти ветерана войны, заслуженного работника культуры РСФСР, первого заместителя главного редактора газеты «Знамя», заведующего промышленно-транспортным отделом Бориса Обновленского (1919 – 1984) собрались родственники, коллеги, краеведы и архивисты.
Поколение великих стариков
Приглашение из Государственного архива документов новой истории было для меня неожиданным. Директор Петр Симоненко пригласил отметить юбилейную дату и поучаствоввать в вечере памяти калужского журналиста Бориса Обновленского. Конечно, согласилась тотчас, поскольку Борис Павлович был для меня человеком-легендой журналистики. Хотя умер он за год до моего поступления в газету «Знамя», где он работал первым заместителем главного редактора. Скончался он в 1984 году, в трудовой книжке было записано: «Уволен в связи со смертью».А я пришла на работу в «Знамя» после окончания факультета журналистики университета только в 1985 году. В те годы там работали мэтры профессии, практически все ветераны войны. И если я могла написать статью, основываясь лишь на теоретическом опыте, полученном из книг и учебников, то этим людям не надо было заканчивать никаких вузов, чтобы точно знать о жизни и людях все.
Бекасов, Щеглов, Бобров, Шапкин, Кручинская, Смирнова, Анпилов, Шедвиговский, Иванов, Афанасьев – это та звездная плеяда калужской журналистики послевоенной поры, которая была в строю до самых перестроечных лет. С кем сравнить их талант и влияние в те годы? Первое, что приходит на ум, это мхатовские старики – великие и авторитетные, вошедшие в историю творческой интеллигенции страны. Об Обновленском они, сами корифеи журналистики, всегда отзывались с большим уважением.
И если статьи они писали в той или иной степени талантливо или очень талантливо, то жанр фельетона был подвластен только Борису Обновленскому. Тут ему равных не было.
Память о Борисе Павловиче сохраняли долго, а потом ближе к 90-м годам старая гвардия ушла на пенсию, не осталось никого из прежних кадров, а новая перестроечная журналистика принесла другие имена, другие законы и понятия… С годами фамилии ветеранов забылись.
Да, это несправедливо. Но на смену пришла молодежь, которая образовала новые газеты, появилось местное телевидение, несколько радиостанций…
Сохранили память в сердце и документах
И вдруг через тридцать с лишним лет для меня было сюрпризом, что решили вспомнить ветерана журналистики! 29 октября Обновленскому исполнилось бы 105 лет. Семья Бориса Павловича передала многочисленные документы на хранение в фонды Госархива, это позволило сохранить для будущих поколений память о выдающемся человеке.Среди его творческого наследия многочисленные статьи и стихи. У Бориса Обновленского в свое время вышел сборник стихов «Солнце за спиной». Кстати, очень важное издание, чтобы зафиксировать авторство одного из самых популярных в 60 – 70-е годы стихотворений, положенных на музыку. Песня называлась «Московское ополчение».
Ее постоянно пели на кремлевских концертах, в телеогоньках и просто на любых массовых мероприятиях. В 1974 году Борис Павлович, как автор стихов этой песни, получил из рук Маршала Советского Союза Ивана Конева диплом за подписью военачальника. И грамота сохранилась. Увы, теперь плагиатчики присваивают авторство песни себе, чьими только именами не подписаны ныне строки стихов Бориса Обновленского!
Родственники передали в фонды архива многочисленные документы, связанные с биографией Бориса Павловича, в том числе его трудовую книжку, наградные документы, рабочие ежедневники, публикации в газете, рукописные и машинописные произведения, фотодокументы.
– Одна из задач архивной службы – не только искать и обрабатывать документы, но и информировать общество о том наследии, которым мы располагаем. У нас на хранении находятся документы, связанные с биографией Бориса Обновленского, человека, в судьбе которого отражаются важные события не только его семьи, но и общества и государства, – пояснил директор архива Петр Симоненко.
О работе с Борисом Обновленским в разные годы жизни вспоминали на этой встрече ветераны калужской журналистики Виктор Вдовенков и Виктор Боев. Сотрудник архива Артем Денисов по документам, хранящимся в фондах, рассказал биографию Бориса Павловича Обновленского.
Обращаясь к калужанам, Петр Симоненко пояснил, что его ведомство готово быть площадкой для мероприятий, связанных с вечерами памяти наших известных земляков. Архив с его документами — это хороший ресурс для тех, кто занят исследовательской работой, и организаций, которые хотят сохранять память о своих сотрудниках для будущих поколений.
Мы вместе работали!
Виктор Вдовенков:– Я работал с Борисом Павловичем с 1975 года до самой его смерти. Он, первый заместитель главного редактора газеты, был и первым читателем наших статей, ему мы приносили наши работы перед тем, как они публиковались в газете. Он их смотрел, правил, указывал на недостатки или хвалил. Но это не была цензура. Это была помощь более опытного человека в журналистике, политике, экономике да и просто в жизни. Он никогда не был самодуром, дескать, как я сказал, так и будет. Он всегда объяснял, почему надо сделать так, а не иначе в подготовке материала. И еще отмечу его человеческую доброту, высокий профессионализм в работе и то, что он был хорошим товарищем. Я благодарен судьбе за то, что в моей творческой жизни рядом в то время оказался такой человек, как Борис Обновленский!
А вот как в своих мемуарах вспоминал журналист Алексей Золотин: «Первый заместитель редактора Борис Павлович Обновленский во многом был противоположностью главного редактора Александра Петровича Бекасова. Более доступен, любил находиться в окружении сотрудников, и те охотно пользовались этим – с ним всегда было о чем поговорить. Менее осторожен, поэтому журналисты, прослышав, что редактор собирается в отпуск, на время придерживали свои наиболее острые материалы: знали, что при Обновленском они уж точно будут опубликованы. Что роднило Обновленского с Бекасовым, так это ревностное отношение к слову, поощрение журналистов ищущих, мыслящих и пишущих нестандартно. Сам Борис Павлович проявлял себя в самых разных жанрах – от репортажа до фельетона. Мне очень нравились его фельетоны, особенно в стихах».
Капитолина Коробова.
Фотографии предоставлены Госархивом документов новой истории.