1 ноября, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Цирк зажигает огни

31.10.2024

Вижу цель, верю в себя

В Калуге никогда не было цирка. Зато была цирковая студия «Арена», организованная потрясающим человеком Виктором Ивановичем Крамаренко в 14-й калужской школе. На протяжении нескольких десятилетий в спортзале тренировались акробаты, эквилибристы, жонглеры, воздушные гимнасты на ремнях, кольцах и трапециях.
Сегодня ученики Виктора Крамаренко обучают ребят в спортивных, акробатических, батутных центрах Калуги. Его «Арена» стала первой профессиональной ступенькой и для Марины, которая пришла в студию, едва поступив в первый класс 14-й школы. Ей легко давались все цирковые жанры, но главное – очень нравилось заниматься.
В 12 лет ей довелось побывать в Великобритании на настоящих гастролях с номером икарийских игр. Девочка поняла: любимая работа может приносить радость и огромное удовольствие.

 – Уже тогда я решила, что стану артисткой цирка. Хотя никогда никому об этом не говорила, даже родителям, – рассказывает Марина. 

Абсолютное счастье

Детям из цирковых семей легче построить карьеру. Они знают специфику работы. Знают, что в цирковое училище лучше идти после девятого класса, в какие учреждения стоит стремиться. Марине было сложнее: она отлично училась, ей безумно нравилась физика и уходить после девятого не хотелось. Она продолжала учиться, тренироваться и выступать.

– После школы я подала документы в «Тимирязевку» и ВЗФЭИ, поступила в оба. И поняла, что ничего этого не хочу – хочу в цирк, – вспоминает она. – Тогда и состоялся первый серьезный разговор с мамой…

ВЗФЭИ давал возможность учиться заочно, его и выбрали на семейном совете. Все складывалось неплохо, пока однажды не раздался телефонный звонок от знакомой девушки из… Тюмени. «Я ухожу из цирка, мне ищут замену. Хочешь поработать?»
Это был шанс, которого Марина давно ждала. И сразу сказала: «Да!»

Родители были категорически против, но остановить дочку уже не могли. Проплакав несколько дней, Марина купила чемодан и стала собираться, даже не зная, в каком цирке предстоит работать. И – попала в сказку.

 – Я смотрела как завороженная, – вспоминает она увиденное впервые представление Росгосцирка, артисткой которого ей предстояло стать. – Это было ледовое шоу с акробатическими и воздушными номерами. Сложно было поверить, что я буду здесь работать, но ни секунды не сомневалась в том, что смогу все это повторить: эквилибр, трюки на коньках, на кольце и канатах… Особенно потряс номер воздушной акробатки на ремнях, которая работала на большой высоте.

Через полгода Марина уже сама парила под куполом, исполняя очаровавший ее номер на ремнях, и это был лишь один из десяти выходов за два часа представления. 
– Уходила с манежа последней: отрабатывала номера, растяжку, качала пресс. Устав, ложилась на барьер, смотрела в глубину купола и не верила, что я здесь. Это было абсолютное счастье.

Увидеть мир

Но счастье не может продолжаться вечно. Через два года артистка решила уйти.

– Наверное, я просто устала. У нас ведь не было отпусков – максимум две недели, во время которых я сдавала сессию, – размышляет Марина. – Последние полгода превратились в день сурка…

Пережить непростой момент помогла новая цирковая знакомая, она позвала Марину в Америку, где бывала сама по программе обмена, рассчитанной на студентов, изучающих язык. Три месяца упорных занятий – и, к удивлению Марины, ее взяли. Работы в детском летнем лагере во Флориде было много, но девушки успели объездить ближайшие города, побывать в Диснейленде.  А еще – расширить горизонты и понять, как это здорово – видеть мир.

Вернувшись домой, Марина поняла, что цирковой путь надо начинать снова. И начинать пришлось с шапито: с походных условий, с жизни в вагончиках, с вечных странствий и переездов.

– Это был совсем не тот уровень, к которому я привыкла и стремилась, но я понимала, что это необходимый этап, который надо пройти, – говорит она. – Через некоторое время стали поступать серьезные предложения, и я уже могла выбирать то, что интересно мне.
В последующие годы воспитанница калужской «Арены» Марина Ларичкина выступала на лучших цирковых аренах России, за рубежом. Кипр, Тайвань, Англия, Китай, Израиль… Отдельное воспоминание и опыт особого порядка – работа в труппе Московского цирка Никулина. 

Трудный путь

Профессиональная жизнь циркового артиста полна эмоций, испытаний и похожа на необычайное путешествие. Однако в любом путешествии важна дорога домой. Для Марины этим домом всегда оставалась Калуга. Сегодня рядом с ее воспитанниками на тренировках занимается ее пятилетний сын Матвей.
– Хотела бы я, чтобы он стал цирковым артистом? – задумывается мама. – До его рождения я бы сказала «да». Сейчас не скажу, как и своим воспитанницам. Это тяжелый путь. Если ребенок действительно захочет, он добьется. Моя задача – учить тому, что я умею и люблю сама. Радуюсь, когда у них получаются сложные элементы. Очень хочу, чтобы помимо кольца и полотен в зале появились новые снаряды. И особая мечта – чтобы была лебедка, которая позволит девочкам ощутить то самое чувство полета, которое испытала я.

Помню, как после представления шла по Уфе, уставшая и вдохновленная, смотрела в ночное небо и думала: неужели это со мной? Это было именно то, чего я хотела и о чем мечтала.

Наталья ЛУГОВАЯ.
Фото из архива Марины Ларичкиной.