21 ноября, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

АБОНЕНТ ВРЕМЕННО НА УРОКЕ

03.10.2024

С 1 сентября в силу вступил закон о запрете использования мобильных телефонов на уроках. Никаких теперь мемов и приколов в чатах в учебное время, а уж тем более никаких списываний. Власти делают все, чтобы у детей не остановился мыслительный процесс, а дети делают все, чтобы не расставаться с любимым гаджетом. Мы узнали, как прорабатывают этот вопрос в школах региона.

Способ наукограда


В Техническом лицее Обнинска телефоны у ребят не отбирают – школьники сами отдают их классному руководителю, дабы устройства не мешали во время урока. Хранятся мобильники в специальных боксах. Об этом рассказала директор лицея Ирина Строева. В учреждении уже месяц действует система сдачи смартфонов перед началом занятий.



– Для чего ребенку телефон на уроке? У него должны работать все виды памяти. Он должен видеть и слышать учителя, делать записи. Смартфон позволяет сфотографировать написанное на доске, облегчает жизнь учеников, но процесса запоминания на уроке не происходит, – поделилась Ирина Строева.

Она также считает, что использование телефона на переменах мешает полноценному отдыху ребят. Лучше спокойно пообедать в столовой, посетить рекреационную комнату, заскочить в библиотеку или пообщаться со сверстниками офлайн. Чтобы родители не волновались, в Техническом лицее разрешается звонить классному руководителю или, например, завучу. Конечно, не без надобности: вдруг чадо забыло дома тетрадь по математике или ключи. Если ребенку стало плохо или он просто хочет поговорить с мамой или папой, чаще это младшеклассники, ему разрешается пообщаться с родными по телефону на перемене.

Терпение и труд


Подобный запрет на использование мобильных телефонов во время учебного процесса может быть эффективным способом повышения концентрации внимания и успеваемости учащихся. Однако важно учитывать, что такой подход требует тщательного планирования и подготовки со стороны администрации школы и учителей.

Нужно составить понятные правила для учеников и их родителей и следить за тем, чтобы все им следовали. Также стоит подумать о возможных сложностях из-за запрета на телефоны. Например, некоторым ученикам может быть некомфортно без гаджетов, особенно если они привыкли с ними общаться или развлекаться. Тогда хорошо бы предложить им другие способы общения и развлечения, чтобы они могли спокойно учиться.

В школе №4 в Сухиничах разработали положение о запрете пользования мобильными телефонами во время учебного процесса, а дети и родители подписали протокол об ознакомлении с требованиями. Приходя на урок, дети отключают звук и складывают гаджеты в органайзеры, стоящие в каждом кабинете.

Как отметила учитель русского языка и литературы Вероника Паршикова, ученики видят, что их устройства находятся в целости и сохранности на учительском столе, и полностью посвящают себя учебе. К тому же школьники не отвлекаются на уведомления и сообщения.



– Дети перестали списывать на уроках, надеются только на себя, поэтому тщательно готовят домашнее задание и готовятся к контрольным работам. А если родителю необходимо выйти срочно на связь с ребенком, то сделать это можно через учителя, – рассказала Вероника Паршикова.

До чего дошёл прогресс


В то время как многие считают телефоны злом, директор калужской школы № 45 Антон Ковалев называет их помощниками по жизни не только детей, но и взрослых. Тем не менее все в этой школе знают, что пользоваться мобильными устройствами на уроках запрещено. Это подтверждают локальные акты, действующие в стенах учреждения не первый год. Некоторые ребята пытаются обмануть систему и сдают в учительские органайзеры телефоны-кирпичи, а рабочие гаджеты прячут в кармане в надежде не быть пойманными. Но педагоги работают давно и легко могут вычислить не самых ответственных учеников.

На своих уроках директор школы иногда разрешает ребятам использовать смартфоны. Происходит это очень редко – пару раз в четверть. Антон Михайлович ведет обществознание и порой, изучая с ребятами политологию, хочет продемонстрировать фотографию того или иного политического деятеля для лучшего усваивания материала.

 Совсем недавно это была председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Презентации уроков, домашнее задание или свои ответы на вопросы в режиме онлайн Антон Ковалев высылает в чаты с детьми, в которые они заходят после занятий. Так гораздо проще взаимодействовать с учениками – применить язык технологий.



– Детям нужно объяснить, что мобильный телефон – это, с одной стороны, вещь, которая расслабляет в процессе обучения в школе, но с другой – это большой помощник. Нужно правильно пользоваться смартфоном, извлекать из него полезные свойства. На уроках мы детям не разрешаем отвлекаться на мобильные устройства. Ребята эту норму воспринимают очень адекватно, родители тоже, – подчеркнул Антон Ковалев.

Закон о запрете использования подвижной радиотелефонной связи во время уроков президент России Владимир Путин подписал еще в декабре 2023 года. Согласно документу в число запрещенных устройств входят мобильные телефоны, умные часы и другие устройства, которые могут, например, получать сообщения.
Как говорится в пояснительной записке, прилагающейся к проекту закона, реализация данного положения позволит минимизировать факторы отвлечения внимания обучающихся во время проведения учебных занятий.
Теперь обращаться к смартфонам ребята смогут только после уроков или в случае крайней необходимости. Председатель Госдумы Вячеслав Володин подчеркнул, что такая мера повысит авторитет учителя и поспособствует живому общению в классе.



Елизавета ЛЕВДИКОВА.