18 октября, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Таруса: письма в будущее

26.09.2024

«Парамоныч, бывший учитель, пенсионер, завзятый рыболов и книголюб, держал меня за пуговицу пиджака и убеждал: «Вы только поймите, кто к нам приезжает! Па-ус-тов-ский Константин Георгиевич! Это не только большой писатель, но и большой человек! Он, несомненно, много сделает для Тарусы хорошего!» – вспоминал общественный директор картинной галереи Борис Аксёнов. Так и случилось. Участие писателя в судьбе маленького города в 50-е годы прошлого века, по сути, определило его развитие на много лет вперед.


Гений места


Две трети дома на крутом берегу речки Тарусы супруга писателя Татьяна Алексеевна приобрела в марте 1955 года. Хозяин честно предупредил, что дому требуется ремонт, а главную ценность участка составляет плантация клубники. Впрочем, участок был бесжалостно перепахан, а вместо огорода высажен сад. Над речным обрывом построили деревянную беседку, к крошечному домику сделали пристройку, где оборудовали кабинет, быт со временем наладился.

В Тарусе писателю жилось и работалось удивительно хорошо. Просыпался Паустовский очень рано, часа в четыре утра, справлялся с приступом астмы и садился за рабочий стол. Писал от руки новый, перепечатывал свой предыдущий рукописный текст. Уже в первое свое лето он познакомился с жителями — бакенщиками и лесниками, шоферами и колхозниками из близлежащих деревень. Паустовский живо интересовался всем, что происходит вокруг, местные новости интересовали его не меньше, чем происходящее в мире.

А вот то, что писатель не мог не заметить, – это ужасающая коммунальная разруха. Только представьте: город в чуть более чем ста километрах от столицы жил в условиях, близких к средневековым. Электростанция – «тарахтелка» давала электро-энергию только 6 часов в сутки. Инструменты для операций в больнице кипятили на керосине. В Тарусе не существовало водопровода, жители тащили ведра на коромыслах из трех резервуаров-«полоскалок» времен Екатерины II. Ситуация с вывозом мусора близилась к критической. Дорога на Серпухов, единственный, кроме речного, путь из города, была в плачевном состоянии. Варварски вырубались леса. На всю округу гремела взрывами каменоломня, поднимая облака пыли и разрушая прибрежные ландшафты.

Все эти беды Паустовский прямо, не побоявшись, что его обвинят в «выносе сора из избы», описал в своем знаменитом «Письме из Тарусы». Оно было впервые опубликовано в центральной газете «Правда» в июне 1956 года. И произошло то, что сегодня можно назвать настоящим чудом. Сила печатного слова, авторитет уважаемого писателя и его искренняя боль о Тарусе как пример «одной из Золушек среди наших городов» были приняты во внимание «на самом верху». Вопрос о судьбе райцентра обсудили на Совете Министров РСФСР! И выделили огромную сумму на его благоустройство.

Водопровод, высоковольтная подстанция, введение в эксплуатацию новых домов, открытие гостиницы, комбината бытового обслуживания, расширение бани и больницы. Преобразование артели вышивальщиц в фабрику художественной вышивки. Новая асфальтовая дорога до Калуги. Закрытие ненавистного оглушающего карьера над Окой. Это только часть преобразований, случившихся после заступничества Паустовского. Через 10 лет в статье «Судьба маленького города» он с радостью констатировал: «Таруса закрепляет два новых своих лица — города художников и города отдыха». Наступила новая эпоха в жизни тарусян.

С окнами в сад


Строгое определение «мемориальный», кажется, не подходит этим уютным комнатам. Скромная обстановка. Вещи, близкие сердцу Константина Георгиевича, о которых экскурсоводы расскажут много интересных историй. Дом удивительно теплый и живой. В нем словно застыло время — здесь половицы помнят шаги, а книги, оставленные на столе, ждут, что их вновь откроют, хранит тайну статуэтка царицы Нефертити на письменном столе в кабинете.

 Решение передать тарусский дом как структурное подразделение Музею Паустовского в Москве приняли приемная дочь писателя Галина Арбузова и ее супруг, известный детский писатель и автор повести «Чучело» Владимир Железников. С 2012 года он открыт для посетителей.
 
– Семья хранила атмосферу дома все это время, – рассказывает директор Московского музея Паустовского Анжелика Дормидонтова, – и это один из самых посещаемых музеев Калужской области, именно потому, что он по-настоящему уникален. Экспозиция не создавалась спустя годы после ухода писателя — Константина Георгиевича не стало в 1968 году, — а была как бы законсервирована. Сегодня это единственный мемориальный дом писателя в России, и это достаточно большая редкость, пример абсолютно мемориального пространства, которых в нашей стране не так-то много».



И, конечно, знаменитый сад, в котором сохранены практически все растения — это тоже живая память. Основная его часть — липы вдоль оврага над речкой, высокие ели, каштан, кустарники и даже многолетние цветы до сегодняшнего дня бережно сохраняются на своих местах. А в розарии весной зацветает роза, посаженная еще при Паустовском.

   – План участка был продуман самим Константином Георгиевичем. Сегодня сотрудники музея под руководством Галины Алексеевны Арбузовой по сохранившимся записям и по ее воспоминаниям ежегодно восстанавливают цветники максимально приближенно к тому, как это было при его жизни, – продолжает Анжелика Дормидонтова. – Есть основной список растений, который должен быть обязательно, например, флоксы, их Паустовский очень любил. Это придает саду максимально подлинный исторический облик. Более того, не меняется и оформление клумб, они выглядят так, как могли бы выглядеть в 60-х годах.


Кстати
В составе инициативной группы Паустовский подписал письмо с просьбой вернуть Тарусе статус районного центра. С 1962 года район был присоединен к соседнему Ферзиковскому и не существовал как отдельная административная единица. Письмо организовал председатель Тарусского горсовета Митрофан Лутыко. Он же и отправился с ним в Москву на встречу с председателем Президиума Верховного Совета РСФСР Игнатовым и членом Политбюро Микояном. Обоснованное прошение жителей было услышано. С 1 января 1967 года Тарусский район вновь стал самостоятельным в своих прежних границах. Тарусяне ликовали и поздравляли друг друга, а вот Митрофану Лутыко областные чиновники не простили такой дерзости и в итоге выжили его со службы. Об этой истории рассказывает в альманахе «Наш Тарусский край» журналист и краевед Игорь Гунченков.

«Будем же беречь этот город!»


Прошли десятилетия, выросли новые поколения читателей, а светлая, благодарная, почти что родственная память о Паустовском в Тарусе не заканчивается. Ежегодно в городе проходит фестиваль «Дни Паустовского», приуроченный ко дню его рождения. Люди приходят на старое кладбище, где согласно своему завещанию он нашел вечный покой, и приносят живые цветы в память о выдающемся писателе и Почетном гражданине города.

Когда в 2000-е годы встал вопрос о дальнейшем пути развития района, тарусянам не нужно было придумывать ничего нового — они практически процитировали Паустовского.

То, что он писал более полувека назад, оказалось очень актуальным сегодня. Именно из далеких шестидесятых родом современная концепция перспективного развития района как рекреационно-туристического. Именно Паустовский впервые заявил о потенциале города с уникальной природной составляющей и чистым живительным воздухом, способном давать физическое и духовное здоровье. «Пример Тарусы — простой случай возрождения к жизни маленьких городов в глубине страны<...>Будем же беречь этот город! Будем беречь такие скромные Тарусы и поможем им стать образцовыми городами отдыха нашего времени», – призывал он.

– Мне было 9 лет, когда не стало Паустовского, – рассказывает тарусянка, общественный деятель Наталья Верзилина, – и на протяжении всей своей жизни я вижу Тарусу, ее направление развития, ее возможности и невозможности. Если сейчас обратить внимание на то, какие площадки открываются в городе чаще магазинов, — окажется, что это арт-пространства, творческие лаборатории, студии, музеи. Все получилось так, как предрекал он.



Вместе с Никола-Ленивцем Таруса вошла в федеральную туристическую схему «Большое Золотое кольцо», заявив о себе как о всесезонном курорте с культурной составляющей. Сегодня это знаковое место для всей отечественной культуры, город, куда хочется возвращаться. Звание Почетного гражданина было присвоено Паустовскому к его 70-летию. И после этого без малого 30 лет не присуждалось никому — настолько высоко была поднята планка. Не находилось личности, хотя бы близко равной ему по масштабу.

– Для меня это пример служения Отечеству. Я воспринимаю Паустовского именно так, и это до сих пор пример для всех нас, – говорит Наталья Верзилина.

Ольга КОЛЕНОВА.
Фото автора и из открытых источников.