22 декабря, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

Славное десятилетие Прусса

05.09.2024

На 384-м заседании рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе области одним из вопросов было увековечение памяти Леонида Васильевича Прусса, бывшего директора Калужского турбинного завода (1967 – 1976 гг.), лауреата Ленинской премии, заслуженного машиностроителя РСФСР. Члены рабочей группы единогласно проголосовали за то, чтобы ходатайствовать перед Законодательным Собранием о присвоении ему звания «Почетный гражданин Калужской области».


Школа взросления


Леонид Прусс родился 22 ноября 1925 года в Одесской области Балтского района, в селе Березовка. В своей автобиографии он пишет, что родился в семье сельских учителей. Однако позже его мать и отец окончили Одесский институт народного хозяйства, став экономистами-нархозовцами. Последующие годы еще ребенком он много ездит с ними по стране. Родители строили железнодорожную полярную магистраль – от берегов Баренцева моря до побережья Охотского моря и Чукотки.

Его подростковые и юношеские годы жизни прошли в Магадане. Здесь застал начало войны. Его брат, заслуженный геолог России, один из крупнейших в регионе специалистов по россыпному золоту, вспоминал: «Как сейчас помню, родители повели нас в гости к тетке, маминой сестре. Жила она в Нагаеве, в том районе, где сейчас смотровая площадка. Взрослые сидели в доме, а мы, детвора, бегали, играли на берегу моря. Вдруг из окна мы услышали тетин голос: «Дети, дети, быстро домой. Война». В Магадане боевых действий не велось, поэтому все ужасы войны мы на себе не испытали. Проблем больших с продуктами питания в то время не было, почти каждый мужчина был охотником и мясом семью свою мог обеспечить. То ли дело черный хлеб. Он был в большом дефиците, выдавался не всем и только по карточкам. Вот это был деликатес. И фрукты, конечно, тоже были редким товаром. На моей памяти первое яблоко, которое я попробовал, отец купил на базаре у американцев. Огромное, красное. Делили одно на всех детей».

Школу Леонид Прусс закончил в Магадане в 1943-м. Спустя много лет к нему обратились с просьбой о помощи – к 30-летнему юбилею школы, в 1967 году, попросили сделать значок в честь школы, которую он закончил. По эскизу выпускника 1966 года первой школы Магадана Саши Мушкатина, победившего в конкурсе на лучший рисунок, значки сделали на Калужском турбинном заводе.

От войны – к мирной жизни


Выпускникам 1943 года не было дано время на раскачку. 18-летним парнем Прусса призвали в ряды РККА красноармейцем 540-го Особого стрелкового полка второго Дальневосточного фронта. Случилась трагедия, ампутация пальцев левой стопы.

После лечения в госпитале его отправили на курсы младших лейтенантов в Комсомольск-на-Амуре. С января 1945 года он делопроизводитель по учету офицерских кадров в Благовещенске, а с июля 1946-го делопроизводитель отдела мобилизации и укомплектования войск штаба ДВ фронта в Южно-Сахалинске. Прусс – участник боевых действия на Дальнем Востоке. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Оте-чественной войне 1941–1945 гг.» и «За победу над Японией».

В 1946 году уволен в запас и поступил в Одесский политехнический институт. Окончил его с отличием по специальности «инженер-механик-конструктор», стал кандидатом технических наук. С 1951 по 1960 год работал мастером, инженером, начальником цеха, начальником ТБ Государственного союзного завода в городе Молотовске, ныне город Северодвинск, с 1960 по 1962 год – главный технолог по машиностроению Херсонского сов-нархоза. С 1962 года – замдиректора по производству, главный инженер Южного турбинного завода в Николаеве. Обеспечил увеличение объема выпускаемой продукции в четыре с половиной раза, за что был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Прусса заметили, вызвали в Москву и предложили возглавить Калужский турбинный завод.

Турбины для подлодок


Задача, поставленная перед новым директором, была грандиозной – переходить от маломощных турбин к проектированию и изготовлению турбин нового типа для стратегических атомных подлодок и кораблей. Используя имеющийся опыт, Прусс организовал в Калуге внедрение предметно замкнутой специализации и ввел нормы промышленной гигиены цехов и участков. Дела пошли невиданными темпами.

В 1970 году начинается активное расширение производственных площадей, строится корпус МСК-1, готовится строительство Турынинского комплекса. Одновременно с реконструкцией производства, с внедрением новых технологических процессов в 1967-1970 годах почти в три раза выросли объемы производства и производительность труда. За успешное выполнение пятилетнего плана КТЗ был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а сам Прусс в 1971 году – орденом Ленина.

Уже через год после его назначения началось социально-бытовое строительство, возведение жилья, плавательного бассейна «Дельфин», Дворца культуры КТЗ. Стали справлять новоселье рабочие, годами стоявшие на очереди. В Калугу поехали специалисты из Североморска, Херсона, Николаева и Ленинграда.

На базе заводского пионерского лагеря «Сокол» открыт оздоровительный профилакторий для работников КТЗ, построено большое количество детских садов, база отдыха в Кольцове, молочно-торговый комплекс в деревне Рассудово, свиноводческий комплекс в Ильинке. На площади завода построен рыбхоз.

В 1971 – 1976 годах началось проектирование и освоение новой модификации паротурбинных блоков увеличенной мощности. Впервые в практике судового машиностроения КТЗ начинает поставлять продукцию в скомпонованном виде.

Завод стал выпускать турбины мощностью десятки тысяч лошадиных сил. По инициативе Прусса группой ведущих специалистов разработана и внедрена система бригадной формы организации труда, которая получила всесоюзное признание и была рекомендована всем заводам страны. Много было внедрено новшеств – лучевая сварка титановых сплавов, точная штамповка, формовка с использованием керамических смесей.

В 1976 году его награждают орденом Октябрьской революции. Он становится начальником управления энергетического машиностроения, в состав которого входили Калужский и Южный турбинные заводы, Таганрогский завод «Красный гидропрогресс», НПО «Аврора», «Ленинградское СКБ «Котлостроение», ЦКБ «Винт» и ЦКТИ имени академика Крылова. Провожать директора в Москву вышел весь завод. Всего десять лет, но люди запомнили это время, назвав его славным десятилетием Прусса.

Его помнят турбинисты


В 1979 году Леонид Прусс назначен замминистра судостроительной промышленности СССР. Занимался вопросами развития производства вооружения, энергетического и судового оборудования, проработал на ответственных должностях до февраля 1990 года.

 Уйдя на пенсию, он больше бывал в Калуге, чем в Москве. Постоянно навещал свой завод, музей и совет ветеранов.

 Скончался Леонид Прусс 4 февраля 2008 года. Похоронен в Калуге на Трифоновском кладбище.


Виктор Комиссаров.
Фото из архива КТЗ.