21 сентября, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Кафе от магистра философии

05.09.2024

Софья СЁМИНА четыре года назад открыла свой бизнес, тогда ей было всего 20 лет, она училась на втором курсе в МГУ, но грянул коронавирус и студенты перешли на дистанционное обучение, пришлось вернуться в родную Калугу. Тогда и было решено открыть кофейню и начать применять на практике университетские знания.

Пища для ума


Сейчас Софья - магистр философского факультета МГУ по направлению «Реклама и связи с общественностью» с красным дипломом. Недавно защитила диссертацию о коммуникационном консалтинге для малого и среднего предпринимательства. По специальности Софья пиарщик и философ, консультант по стратегическим коммуникациям. А в отрыве от профессии - поэтесса, организатор музыкально-поэтических вечеров в Калуге. Для нее было важно, чтобы ее кафе в Калуге было пространством для творчества и собирало вокруг себя городское интеллектуальное сообщество.

– Мы не просто варим кофе, у нас очень большое содержательное наполнение, много мероприятий в разные годы проходило - от книжных клубов до музыкальных фестивалей, от лекций до поэтических вечеров. Например, этой весной мы провели художественную выставку. Пробуем разные жанры, но что неизменно - у нас большое интеллектуальное напряжение вокруг пространства происходит. Кофейня «Посткультура» - замечательная площадка для реализации творческой деятельности, потому что все экономические процессы ложатся на кофе, у которого прекрасная маржинальность, – рассказывает Софья.

Семейные инвестиции


В бизнес-начинаниях Софью поддержал отец - предприниматель. Ему понравилась идея, потому что на примере маленькой кофейни можно потренироваться во всех процессах «производства» на небольших суммах. Семья Софьи стала инвестором ее проекта.

- Родители выделили мне определенную сумму денег, и отец заключил со мной договор. По нему мы работаем все это время: каждый месяц я отдаю ему 50 % прибыли. Их инвестиция стала очень хорошим подспорьем и базой. Мне не пришлось занимать деньги у сторонних организаций, поэтому не так страшно было ошибиться. Семья помогла мне в принятии первых стратегических решений, потому что было тяжело переходить из позиции студента-академиста в управленца и нанимать первый персонал, принимать быстрые важные решения. Когда твой родитель может передать тебе какой-то профессиональный опыт, это самый лучший университет, - рассказывает Софья.

 С поддержкой легче


В 2020 году в стране бушевал ковид. Это время было не лучшим для открытия кафе - нужна была хорошая информационная поддержка. В этом же году Калуга стала новогодней столицей России, и участие в праздничной стрит-фуд-ярмарке от Калужского центра «Мой бизнес» было для кофейни как мощный толчок в развитии.

- На ярмарке мы варили свое легендарное какао со снеговиком. Это был первый месяц открытия проекта, и ярмарка помогла нам стрельнуть и сообщить калужанам о том, что мы есть. Была довольно большая выручка от участия, что очень нас поддержало на этапе раскачки. C этого момента начались наши отношения с калужским Агентством развития бизнеса - организатором ярмарки. Потом с помощью центра «Мой бизнес» мы неоднократно отправляли на обучение наших сотрудников - есть такие программы господдержки, когда компенсируется часть суммы за обучение, - поделилась юная предпринимательница.

А в этом году Софья получила свой первый грант для молодых предпринимателей - около полумиллиона. Девушка планирует компенсировать аренду второй точки, которая открылась два года назад, и часть закупок.

- Трудно было поверить поначалу, что это вообще возможно: ты просто делаешь свое дело и получаешь от государства дополнительные средства на развитие бизнеса. Мне очень жаль, когда начинающие предприниматели часто не знают о том, что можно обратиться за господдержкой. Это хороший инструмент для качественного роста, особенно для начинающего бизнеса, - говорит Софья.


Если вас зажигает сама мысль о том, что можно какой-то проект реализовать, нужно нырять в практику и разбираться по ходу. Если страшно вдруг не разобраться, то всегда можно обратиться за помощью, например, 

в Калужский центр «Мой бизнес». Со всеми трудностями можно справиться. Главное – делать то, от чего горит сердце.


Проблемы преодолимы


Из-за юного возраста девушке не раз приходилось сталкиваться с оценочным мнением коллег в стиле «где ты училась - мы преподавали». Основной же проблемой в сфере общепита в целом Софья считает эмоциональное выгорание сотрудников:

- Бариста, как и любой сотрудник общепита, должен транслировать бесконечное счастье и радость. Хотя на самом деле может в течение дня испытывать разные эмоции. Мне кажется, что это одна из самых главных причин быстрого выгорания в этой работе. В нашем проекте мы многое делаем для того, чтобы справляться с конфликтными ситуациями, в которых может оказаться сотрудник, учимся их преодолевать с наименьшими психологическими убытками.

Кроме кофе у Софьи много направлений деятельности: от поэзии и книжных клубов до бизнес-консалтинга. Она считает очень важным не замыкаться на чем-то одном, потому что всегда можно посмотреть на свой бизнес свежим взглядом и постоянно получать вдохновение от своего дела.

- Меня вдохновляют люди и их истории, это самая большая ценность. Люди находятся и по одну, и по другую сторону бара. Это и сотрудники, и гости, и друзья проекта. Люди, которые приходят к нам, чтобы поработать, провести время с семьей или друзьями, выбирая выпить чашку кофе именно у нас. И те, кто эту чашку кофе готовит, кто ведет соцсети, могут не спать по ночам, изобретая новые авторские напитки и заботясь о том, какие будут десерты завтра на витрине. Люди - это главная ценность и главный капитал. И самый важный секрет, если он есть, то он только в людях, - подводит итог героиня нашей публикации.

Юлия ЛАПИНА.
Фото из личного архива Софьи Сёминой.