29 апреля, Понедельник
г. Калуга, ул. Марата 10

В погоне за успехом?

19.09.2019

    Александр Аникеев,министр образования и науки области:
    - Нельзя, конечно же, рассматривать репетиторство как некое социальное зло и порождение исключительно современности. Оно существовало и в XIX веке в России, и в советское время. Репетиторство существует во всем мире. Я бы не стал рассматривать репетитора как некоего разбойника с большой дороги, который опустошает родительские кошельки. Но игнорировать эту проблему мы не должны. Я не думаю, что репетиторство - это некий сектор теневой экономики. Но если бы репетиторство было легализовано, то бюджет нашего региона пополнился бы достаточно серьезно.

    На страницах нашего издания проблема репетиторства обсуждалась неоднократно. Наступил новый учебный год, и мы снова возвращаемся к этой теме. Рынок услуг репетиторов расширяется, родители не жалеют средств на дополнительные занятия. К репетиторам часто отдают детей начальных классов и даже дошколят, что уж там говорить про старшеклассников. И порой складывается впечатление, что высокие результаты на экзаменах - это следствие занятий с репетиторами, а не результат учительского труда.

   Массовое стремление в вузы

    Что заставляет родителей обращаться к услугам репетиторов и можно ли этого избежать? Какова роль высшего образования в распространении этого явления?

    На эти и другие вопросы попытались ответить участники дискуссии, которая состоялась недавно в областном центре. В диалоге приняли участие министр образования и науки области Александр Аникеев, уполномоченный по правам ребенка в регионе Ольга Коробова, учителя, школьники, репетиторы-профессионалы, родители. Отмечалось, что проблема репетиторства действительно существует. Вместе с тем она неоднозначна и явно преувеличена.

    Причин расширения этого явления достаточно много. Одна из них - это рост популярности вузов, стремление молодых людей во что бы то ни стало получить высшее образование. Дело в том, что сегодня массовость высшего образования напрямую связана с представлениями об успешности человека в жизни. Примерно 85 процентов выпускников средних школ региона стремятся поступить в вузы. При этом требования к поступлению в них постоянно растут. Но вместе с тем способности учеников, выпускников (так было и будет всегда) очень разные. И уровень их подготовки и мотивации тоже очень разный, а запросы бывают слишком завышены.

    По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в России около 60 процентов школьников пользуются услугами репетиторов.

    Примерно 40 процентов школьных учителей и преподавателей вузов предоставляют репетиторские услуги. 

   Зависимость от ЕГЭ

    Реалии таковы, что ЕГЭ уже достаточно давно стал экзаменом с высокими ставками. Единственным путем поступления в вуз, тем более на бюджетные места, сегодня является именно отличная сдача ЕГЭ. В связи с этим в стране год от года растет конкуренция между вузами. И мы наблюдаем реальную погоню за высокими баллами. При этом все нелегальные пути поступления в вуз отрезаны. Экзамен стал открытым, влияние внешнего фактора практически исключено. Отсюда как у родителей, так и у будущих выпускников возникает уверенность в том, что одно только школьное образование не может обеспечить получение высоких баллов на ЕГЭ. Действительно, сегодня мы должны понимать, что, пока существует конкуренция в мире знаний, репетиторство будет востребовано. Даже если абсолютно все репетиторы выйдут из тени и будут регулярно платить налоги в бюджет. Если родители в состоянии оплачивать услуги репетиторов, они всегда будут это делать.



    Проблема репетиторства неоднозначна, к этой теме мы еще обязательно вернемся.

    Ольга Коробова, уполномоченный по правам ребенка в регионе:
    - Сегодня многие родители почему-то хотят своих детей чуть ли не с пеленок обучать иностранным языкам, в первую очередь английскому. Психологи же утверждают, что нет необходимости дополнительно обучать ребенка двух-трех лет иностранному языку. Это не даст детям ничего. Родители просто отнимают драгоценное время у своего ребенка, которое он мог бы посвятить другой познавательной деятельности, необходимой в раннем возрасте.

    Евгения Богданова, репетитор, преподаватель английского языка:
    - Дело в том, что цели родителей, учеников, которым нужен английский язык, отличаются от того, что им предлагает школьная программа. Но если родители обращаются к репетитору, то они должны четко определиться, зачем ребенку английский язык нужен именно сейчас, а не в будущем.

    Владимир, старшеклассник средней школы № 23:
    - Лично у меня никогда не было репетиторов. Но если говорить об английском языке, то я пришел к выводу, что репетитор мне необходим. И большинство моих сверстников, с кем я общался, считают, что сегодня в школе недостаточный уровень обучения именно английскому языку. Особенно это касается разговорной речи. И без репетиторов хорошо сдать ЕГЭ по английскому достаточно сложно. По другим предметам в школе, по моему мнению, таких проблем нет.

    Сергей М. , десятиклассник (Калуга):
    - У меня были репетиторы - перед сдачей ОГЭ после 9-го класса. Идти к репетиторам мне посоветовала мама. Мне плохо давалась математика, нужно было улучшить английский. Мама очень боялась, что я не сдам экзамены. В классе у нас половина ребят пользуются либо пользовались услугами репетиторов. «Репетировали» почти всегда подготовку к экзамену. В основном это касается математики. Еще репетиторов берут по тем предметам, которые выбирают к сдаче на экзаменах. 

Фото: Юрий СМИРОВ.