10 января, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Позывной «Резеда»

27.06.2024

Брянск, Жуковка, Мосальск, поселок Дубровка в Брянской области, деревня Долгое в Мосальском районе… В каждом из этих населенных пунктов есть улица имени Ани Морозовой. Она родилась в деревеньке Поляны. До памятной стелы, установленной на месте той деревни, добраться с каждым годом все сложнее. Могила ее далеко – в Польше, под городом Млава…


Улица её имени


Она совсем небольшая: около семидесяти домов с табличками: «Улица им. Ани Морозовой».

– Почему не Анны? Ну как-то так повелось. Мы же понимаем, что она совсем молодой погибла, так и осталась – Аня, – говорит глава администрации Мосальска Михаил ШУРАЕВ, с которым мы медленно едем по улицам городка.



Возле домов – яркие палисадники. Благоустроенный пруд с лилиями – еще недавно здесь была свалка, а теперь водится запущенный при благоустройстве белый амур.

Мосальск – город маленький. Поворот, еще поворот – и мы на центральной улице Ленина, по одной стороне высажено 30 кустов белой сирени.

– Это аллея Ани Морозовой, высадили два года назад по инициативе Нотариальной палаты Калужской области, – поясняет глава. – Мы планируем еще и по другой стороне улицы посадить, около музея.

Дождь тихонько шуршит по листьям сирени. Старинные двухэтажные домики, тишина, уют – обычная мирная жизнь, ради которой жила и погибла Аня Морозова.

Память о ее подвиге хранят в школьных и государственных музеях. О ней рассказывают на мероприятиях в детских садах и школах, ее имя звучит на городском митинге в честь Дня Победы. На аллее героев мемориального комплекса в центре Мосальска – десять стел с бюстами, на втором справа – она. «Герой Советского Союза, прославленная партизанка-разведчица Морозова Анна Афанасьевна родилась в деревне Поляна Мосальского района, героически погибла на территории Польши 31 декабря 1944 года».

«Вызываем огонь на себя»


«Офицер СС, стоя рядом с изуродованным трупом разведчицы, заставил солдат промаршировать перед мертвой Анной Морозовой. И они шли перед «Лебедем», печатая шаг.
 – Если вы будете такими же храбрыми и сильными, как эта русская девчонка, – прокричал офицер солдатам, – великая Германия будет непобедима».
Из книги 
О. Горчакова и Я. Пшима-новского «Вызываем огонь на себя».

Из деревни Поляны семья Морозовых уехала в 1936-м. Перебрались в поселок Сеща Брянской области, школу Аня окончила уже там. Старшая из пятерых детей, она стремилась работать, и курсы бухгалтеров дали ей такую возможность. Но тут началась война.

В Сеще фашисты были уже 9 августа. Семья Морозовых предприняла попытку уехать, но пришлось вернуться. А дальше…

Аня с подругами устроилась прачкой у фашистов на Сещинский аэродром. Надо ли говорить, что девушки, флиртовавшие с немцами и дружившие с работающими на аэродроме чехами и поляками, вызывали у местных жителей презрение и ненависть.

Это потом стало известно, что дружба завязалась неспроста. Двадцать взорванных самолетов, шесть железнодорожных эшелонов, два склада с боеприпасами – лишь часть работы интернациональной группы подпольщиков, руководство которой после смерти командира пришлось взять на себя 21-летней Ане Морозовой с позывным «Резеда». На основании разведданных, добытых подпольщиками, партизаны разгромили гарнизон вражеской авиационной базы в селе Сергеевка, уничтожив двести человек летного состава люфтваффе и тридцать восемь автомашин.

Обо всем этом рассказывает четырехсерийный советский фильм «Вызываем огонь на себя», снятый по одноименной повести Овидия Горчакова и Януша Пшимановского. Он вышел на экраны в 1965-м. В том же году, через 20 лет после окончания войны, Анне Морозовой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

– Во многом это произошло благодаря тем людям, которые смогли «оживить» ее подвиг, собрать информацию о работе подполья в Сеще и о деятельности разведгруппы в Пруссии, – экскурсовод и хранитель музейно-краеведческого центра «Дом Богдановых» Анна БАСКАКОВА перебирает хранящиеся в фондах музея письма, заметки, воспоминания. – Ведь героев на этой войне было очень много. Информацию начал собирать еще первый директор нашего музея Пётр Александрович Богачёв. Он искал людей, которые могли что-то знать, отправлял запросы. Они присылали свои воспоминания, к сожалению, в некоторых записях не все можно прочитать, почерк не всегда разборчивый…



Подполье завершило работу в сентябре 1943-го, когда Сеща была освобождена, – этим заканчивается фильм.

Медаль «За отвагу», вступление в ряды Красной армии, курсы радистов… И – новое задание. В составе диверсионной группы Аня Морозова была заброшена на территорию Пруссии. Там мало кто выживал. Она была последней: когда ее окружили, подпустила фашистов к себе и выдернула чеку. Всего за несколько часов до наступления нового 1945 года.

Музейный стенд, посвященный Ане, совсем небольшой: такое пространство не может вместить всех, кто боролся за победу. В хранилище – большой глиняный бюст.

– У нас есть еще портрет Ани, написанный по самой известной ее фотографии местным художником Алексеем Лариковым. Только он сейчас экспонируется в художественной галерее, здесь рядом. Зайдите туда, я предупредила заведующую, – говорит экскурсовод и неожиданно добавляет: – Она ее родственница.

«Я могла тебя знать»


– Мне тяжело с ним расстаться, – признается заведующая Мосальской картинной галереей Людмила СЁМИНА, глядя на портрет. – Поэтому часто прошу дать его на экспозицию, когда есть подходящий повод.





Людмилу Сёмину до сих пор терзает мысль о том, что Аня могла выжить, если бы ее не обнаружили фашисты: ее рана была несмертельной.
 – Я часто смотрю на портрет и говорю: «Ведь я могла тебя знать». И пока я здесь работаю, я сделаю все, чтобы сохранить память о ней и ее подвиге.

В каждом городе есть человек, глубоко увлеченный историей родного края. Но жизнь и история Ани Морозовой интересуют Людмилу Григорьевну особенно.

– Моя бабушка и отец Ани – двоюродные брат и сестра, – поясняет она. – Получается, мой отец был ей троюродным братом.

Родство, конечно, дальнее, но в деревнях о своих корнях помнят больше и дольше. В детстве Людмила не раз приставала к бабушке с просьбой рассказать, какой была Аня. Бабушка пожимала плечами: обычной.

Смотреть фильм «Вызываем огонь на себя» в деревне, где выросла Людмила, собирались все. Маленький телевизор был всего в одном доме, туда и шли односельчане. Отец брал маленькую Люду с собой, и хотя она не все поняла и запомнила, но ощутила то напряжение и единение, с которым смотрели фильм, почувствовала, как каждый переживал за свою землячку, роль которой исполнила Людмила Касаткина.

– В фильме одна из соседок журит их: «Девушки, как же вам не стыдно!» А ведь в жизни в них совсем другие слова летели! – переживает Людмила Григорьевна. – Это потом уже, после освобождения Сещи, они стали героями.

На небольшой выставке книг в галерее есть и книга Овидия Горчакова. Его вторая повесть, «Лебединая песня», рассказывает о деятельности разведгруппы в Пруссии, куда была заброшена Аня Морозова в составе группы «Джек» и с новым позывным «Лебедь».

– Кажется, в книге я прочитала фразу, что диверсионная работа в Сеще показалась санаторием по сравнению с тем, что было в  Пруссии, – вспоминает Людмила Сёмина. – По сравнению с нашими густыми лесами прусские казались парками – негде спрятаться, негде достать еду, про бытовые условия и говорить нечего. Накануне заброски группы было покушение на Гитлера, поэтому гестапо лютовало.

Заросшая дорога


Здесь деревня Поляны
Стояла когда-то.
Разбомбили тираны,
Разобрали солдаты.

В память тех, кто сражался,
Кто пропал и убит,
Пусть прохожий минуту
Молча здесь постоит.

  Алюминиевый лист с выбитыми вручную и прокрашенными буквами хранится в музейно-краеведческом центре «Дом Богдановых» рядом с  бюстом Ани. Автор этого стихотворения – один из ее братьев.
В деревне Поляны, где родилась и провела детские годы героиня, установлена стела. Раньше за ней ухаживали школьники из деревни Долгое, однако с каждым годом пройти к постаменту становилось все труднее: деревня еще существует на карте, но, по сути, ее уже нет, и дорога давно заросла.



   – Последний раз мы были там в 2017 году, пройти уже было трудно, – говорит директор Долговской школы Тамара КОНЯХИНА.



  Патриотическое направление в школе – одно из основных. Ребята ходят в походы, проводят исследования, ухаживают за обелисками. Саму школу, стоящую на улице имени Ани Морозовой, тоже можно назвать обелиском: когда старое здание стало разрушаться, студенческий стройотряд из Казани взялся возвести новое в память о своих отцах и дедах, освобождавших Мосальскую землю.

  Рядом со школой – ухоженный скверик с бюстом Ани, – точно таким, как в хранилище Мосальского музея. Кто его автор и откуда он появился, точно никто не знает. Известно, что установлен был по инициативе педагогов и учеников школы в 1985 году, с тех пор является местом притяжения: здесь проводятся митинги и линейки, собираются выпускники школы в День Победы… В 2018-м на школе появилась памятная табличка.

   – А вот имя Ани Морозовой нашей школе не дали, хотя мы отправляли запрос несколько лет назад, – говорит Тамара Коняхина. – Может быть, потому что она у нас слишком маленькая...

История продолжается


 О жизни и подвиге людей, воевавших с фашизмом, невозможно рассказать все. Каждый год всплывают новые факты, раскрываются новые подробности.
 
– Недавно мне позвонил человек, который сейчас находится на СВО, – взгляд Людмилы Сёминой становится напряженным. – Мой номер ему дал сослуживец, человек из нашего района, которого я хорошо знаю. Звонивший представился сотрудником одного из калининградских музеев, рассказал, что давно интересуется судьбой группы «Джек» и планирует устроить в Калининграде встречу тех, кто также изучает документы и имеет информацию о деятельности подпольщиков. Но самое главное, что я узнала от него: один из тех, кто был в группе вместе с Аней Морозовой, жив.
Геннадий Юшкевич, в книге «Лебединая песня» автор вывел его под фамилией Тышкевич, проживает в Белоруссии. Он выжил, потому что остался спасать раненого товарища.



  – Для меня это был шок, – признается Людмила Григорьевна. – Я нашла о нем всю информацию, прочитала и прослушала все его интервью, перечитала книгу Горчакова… Геннадий Юшкевич должен быть на встрече в Калининграде. Я вряд ли смогу поехать, но мне пообещали прислать недавно написанную им книгу – «Последний из группы «Джек».

 А значит, в истории подвига появятся новые страницы.

Наталья ЛУГОВАЯ.
Фото Виталия Верескуна и из открытых источников.