19 сентября, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Полотняное сердце

13.06.2024

Более трех веков назад, еще задолго до образования Дзержинского района, был основан поселок Полотняный Завод. Сегодня на карте России это место знаменито не только старинной бумажной фабрикой, но и именем великого русского поэта Александра Пушкина и его музы Натальи Гончаровой.

Фабричная эпопея

Судьбу поселка определил царь всея Руси Петр I, когда в 1718 году указом предписал калужскому купцу Тимофею Карамышеву «для делания полотен построить заводы в том месте, где проищет». Один из старейших журналистов нашей области Александр Сидоренков отмечал, что этот документ воспринимается как свидетельство о рождении Полотняного Завода, в XVIII веке известного как Взгомонье. 

Карамышевские парусные полотна качеством превосходили иноземные, и завод поставлял их в том числе для петровского флота. Позже император поддержал стремление Тимофея Филатовича создать при фабрике бумажную мануфактуру, появление которой датируется 1725 годом. Огромный спрос на паруса и бумагу подтолкнул Карамышева взять на производство двух приказчиков: своего племянника Григория Щепочкина и калужанина Афанасия Гончарова. Компаньоны отлично сработались, а после смерти главного заводчанина Щепочкин и Гончаров разделили фабрики между собой и возвели на полотняно-заводской территории по усадьбе. 
В первой половине XIX века бумага из Полотняного Завода отправлялась Александру Пушкину для издания журнала «Современник». Кстати, в настоящее время в одной из витрин Дома Гончаровых можно увидеть номер 1836 года, напечатанный на гончаровской бумаге. Прадедом возлюбленной Пушкина Натальи Гончаровой был владелец имения Афанасий Абрамович, передавший дело наследнику Афанасию Николаевичу – деду будущей Пушкиной. Сам поэт приезжал в Полотняный Завод два раза, о чем местные жители говорят по сей день. Здесь бывала и сама императрица Екатерина II.

Сегодня Полотняно-Заводская бумажная мануфактура производит более 800 товаров, включая картон, бумагу, тетради, блокноты, альбомы, пакеты и многое другое. Фабрика функционирует больше трех веков, менялось только оборудование. Как нам рассказал первый зампредседателя Заксобрания области и бывший директор фабрики Виктор Бабурин, в 90-е здесь выпускалось порядка 200 млн двенадцатилистных тетрадей в год. Их также поставляли в Китай, Монголию и Вьетнам. 

– Три с половиной года я руководил Полотняно-Заводской бумажной фабрикой. Это было единственное время, когда я работал по принципу «скорее бы утро, да снова на работу», – поделился Виктор Бабурин.

Нос полвека рос

Мануфактура не единственное, чем славится Полотняный. Ежегодно здесь проходят поэтические праздники, зародившиеся в 1978 году по инициативе калужских писателей. Виктор Бабурин отметил, что у местных была дурацкая традиция отбивать Пушкину нос. Речь идет о памятнике поэта в парке, недалеко от знаменитой беседки, где при большом стечении зрителей выступали старейшие авторы Калуги: Сергей Васильчиков, Михаил Кузькин-Воронецкий, Николай Воронов, Николай Панченко, Юрий Убогий. 

«Наше всё» оставляли без носа в преддверии дня рождения, и умельцам с фабрики приходилось лепить его за несколько часов до начала торжества. Уносили и лавочки, сделанные сотрудниками завода. Со временем к вандализму стали относиться серьезнее, и обычай прекратился. Но продолжались праздники! 
–Мои воспоминания о Пушкинских торжествах начинаются с 1989 года, когда я из Сибири приехала в Калугу. Во время перестройки последовало некоторое забвение… Затем упавшее знамя праздника подхватило Калужское отделение Союза российских писателей. Вместе с группой коллег, среди которых поэт и журналист Дмитрий Кузнецов, мы десять лет организовываем выступления калужских и московских авторов, – поведала Марина Улыбышева, поэт, журналист, член Калужского отделения Союза российских писателей и заслуженный работник культуры региона.

Писательница подчеркнула, что среди гостей и участников были Валентин Распутин, Булат Окуджава, Валентина Невинная, Эльдар Рязанов, Станислав Куняев, Андрон Кончаловский, Святослав Бэлза и многие другие выдающиеся деятели культуры и искусства. 

Люди приезжали в Полотняный Завод не только за тем, чтобы вживую послушать поэтов, но и за книгами. Они часами стояли в очереди за редкими на тот момент изданиями, а участникам и организаторам праздника, по словам Виктора Бабурина, предоставлялась возможность оформить платную подписку на собрания сочинений. Таким образом, в 80-е он смог купить все тома Лермонтова, Достоевского, Шолохова, Вересаева и других классиков.
В дальнейшем из беседки Пушкинские праздники перетекли к Дому Гончаровых.

Тяга к просвещению

Отреставрировать дом Афанасия Гончарова было задумано к 200-летию Александра Пушкина. После войны от здания остались одни руины. Восстановить его предложил тогда еще председатель Заксобрания региона, а после губернатор Калужской области Валерий Сударенков. 

Областной бюджет в ту пору вряд ли потянул бы затратную реставрацию. Однако удалось добыть средства из федеральной казны. Некоторые экспонаты «переехали» в Полотняный Завод из калужского краеведческого музея и из федеральных пушкинских музеев. 

И вот 5 июня 1999 года Дом Гончаровых распахнул двери для народа. Да так широко, что гости чуть не задавили друг друга – очень хотелось попасть внутрь.
–Была огромная толпа народа – тысяч семь, может, больше. Не хватало представителей милиции, МЧС, которые могли бы регулировать поток людей. Когда состоялось открытие, толпа снесла какие-то легкие ограждения и ринулась в сторону музея. Небольшая группа казаков, человек сорок, пришли помогать милиции обеспечивать порядок. Они сцепили свои руки ремнями и преградили толпе проход, чтобы люди не передавили друг друга. И все прошло хорошо, – вспоминает наш коллега Игорь Фадеев, в то время возглавлявший пресс-службу губернатора.

Совсем недавно, к 225-летию Пушкина, в порядок привели и Дом Щепочкина, признанный объектом культурного наследия федерального значения. Когда-то в нем располагалась полотняно-заводская школа № 1, благодаря чему сохранились старинные камины, росписи на стенах и потолках. Раньше лепнину здания задевали мячи на уроках физкультуры, а теперь в этом помещении находится первый в России музей, посвященный теме войны 1812 года в творчестве Александра Пушкина. 

Помоги, Боже

Еще в XVIII веке Афанасий Гончаров построил рядом с полотняной фабрикой храм Спаса Преображения. В 30-х годах прошлого века он был разрушен, а через 20 лет здесь появилась столовая для рабочих. На одном из выездных заседаний правительства области бывший тогда губернатором Анатолий Артамонов предложил поддержать инициативу граждан и вернуть церковь. В 2013 году сформировался попечительский совет по восстановлению храма. 

Несмотря на, казалось бы, небольшие размеры строения, работа предстояла колоссальная. Калужские предприятия, члены совета и прихожане объединились ради веры и сохранения исторического наследия. Примечательно, что часы на новую колокольню приобрело семейство Гончаровых во главе с гендиректором Калужского хлебокомбината Львом Гончаровым.

 – Попечительский совет принял решение: никаких денег. Каждый берет на себя задачу и решает ее, будь то металл, кирпичи или кровля. Оплачивали люди, помогали предприятия и меценаты. Продавали даже именные кирпичи. Я не скажу сейчас, во сколько обошелся этот храм, – рассказал Виктор Бабурин.
Ответственным за восстановление храма назначили иерея Ярослава Клокова. Он служил в молитвенном доме, оборудованном местными жителями под церковь. Сегодня отец Ярослав является настоятелем храма Спаса Преображения Господня. В интервью телеканалу «Радость моя» он поделился, что во время демонтажа столовой и раскопок была найдена могильная плита Дмитрия Гончарова – последнего хозяина усадьбы Полотняный Завод. Также были обнаружены порядка девяти останков рода Гончаровых, которые перезахоронили в часовне храма в сентябре 2015 года. Освятил нововозведенный храм Спаса Преображения в 2019 году митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении архиепископа Песоченского Максимилиана и епископа Козельского Никиты.

Да здравствует туризм!

После утверждения правительством в 2007 году типового концессионного соглашения в отношении объектов культуры возникла идея применить государственно-частное партнерство и в Полотняном Заводе. Появился инвестор, который взялся отреставрировать два разрушенных здания и сделать из них ресторан и гостиницу для привлечения туристов. Так, в 2014 году на месте бывшего дома конюха открылся ресторан «ГончаровЪ», а годом позже на территории музея-заповедника начала работать одноименная гостиница. Объекты восстановлены на частные средства, но находятся в собственности государства.

– Государство вкладывалось в главный дом усадьбы Гончаровых, Дом Щепочкина, парк. Оно занималось своими объектами, именно музейного показа. Бизнес занимался объектами инфраструктуры: кафе, гостиница. Необходимо наладить турпоток. Люди сейчас не поедут просто в музей без кафе, ресторана и без места, где можно сделать фотографии, – отметил Константин Гавриленко, заслуженный работник культуры области и один из организаторов и сооснователей государственно-частного партнерства в Полотняном Заводе.

Шесть лет назад он задумал создать здесь частный музей. Рядом с Домом Гончаровых находился большой ткацко-бумажный корпус, примыкающий к фабрике. Последние пятьдесят лет он числился как склад и не использовался. Руководство предприятия, видя, как активно в Полотняном развивается государственно-частное партнерство, решило благоустроить корпус и организовать первый в России музей бумаги. 

«Бузеон» был построен по проекту Константина Гавриленко и под его научным и архитектурным руководством. За основу создатель нового культурного объекта взял уже существующие в Европе, Америке и Азии музеи бумаги.

В своей книге, выпущенной в 2008 году, журналист Александр Сидоренков писал: «…однажды в поселке Полотняный Завод произойдут два события. Первое – в центральном сквере поставят памятник Петру I, потому что по его велению возник сам Завод. Второе – у парадного входа в Дом Гончаровых торжественно откроют памятник Александру Сергеевичу и Наталье Николаевне Пушкиным». И в чем-то он был прав, а конкретно – во втором своем предположении. В этом году, юбилейном для Пушкина, в Полотняном Заводе поставили памятник поэту и его возлюбленной – последнюю работу скульптора Олега Комова. 

Спустя столько лет это место продолжает притягивать к себе активных и творческих людей, историков и литераторов, туристов и предпринимателей. И интерес к нему только возрастает. Нельзя не согласиться со словами Виктора Бабурина: «Полотняный Завод – брендовое место для Калужской области. Это надо ценить, поддерживать и этим гордиться».

Елизавета ЛЕВДИКОВА.
Фото Владимира КОРМИЛЬЦЕВА 
и из открытых источников.