Усы на полку
06.06.2024
Калужский краевед и создатель Музея русского быта «Вотчина» Сергей Нелюбов продолжает знакомить нас с необычными экспонатами из своей коллекции.
Одежда для губы
Усы всегда имели большое значение для сильной половины человечества, особенно в XIX – первой половине ХХ века. Они были предметом гордости, показателем мужественности, брутальности, а иногда и хвастовства.Но вырастить большие усы – это лишь полдела. Чтобы следовать моде, надо было постоянно ухаживать за ними: расчесывать, подстригать, завивать, укладывать с помощью специальных средств, придавая им красивую форму, и даже защищать во время сна с помощью специальной сеточки.
Горе было тому, чьи усы росли недостаточно густо или были случайно удалены. Потеря их могла стать поводом для расстройства даже для самого благоразумного человека. Так, английский писатель Чарльз Диккенс сокрушался, что без «славных» усов «жизнь была бы пустой». А француз Ги де Мопассан утверждал: «Губа без усов подобна телу без одежды».
Проблема и решение
Мужчины гордо носили свои ухоженные усы, и все с ними было хорошо ровно до того момента, пока не наступало время насладиться чаем или кофе. Горячая жидкость и пар от нее растапливали нанесенное на усы восковое средство, которое попадало в напиток. Но самое печальное – они намокали, и вся их «укладка» теряла презентабельный вид. Мокрые сосульки со стекающим по ним в чай, на одежду и скатерть воском представляли собой жалкое зрелище. Еще одной опасностью, подстерегающей модников-усачей, являлось окрашивание самих усов при их регулярном макании в чай или кофе.Проблему надо было решать, и в 1860-е годы английский керамист Харви Адамс придумал простое, но гениальное изобретение – чашку для усатых джентльменов. Она получила название moustache cup от французского слова moustache – усы. По сути, это была обычная чайная чашка с полочкой-перегородкой наверху, позволяющей лежащим на ней усам оставаться сухими. При этом сам напиток выпивался через специальное овальное отверстие в полочке.
Изобретение Харви Адамса довольно быстро стало пользоваться повышенным спросом. Чашка для усачей пришлась настолько по душе благородным господам, что вскоре распространилась по всей Европе, в том числе в России, а потом добралась и до Америки. Модную новинку стали делать все уважающие себя фарфоровые мануфактуры и фабрики.
Чашки–мустаж выпускались различных форм и размеров: большие и маленькие, с блюдцем (чайная пара) и без. Существовали экземпляры как для правшей, так и для левшей.
КСТАТИ
Кроме усозащитных чашек в XIX веке были придуманы аналогичные ложки. В 1873 году американка Эллен Митчеллсон запатентовала столовую ложку-мустаж. Она напоминает полуоткрытую раковину с перегородкой посередине и небольшим овальным отверстием и предназначена для защиты усов от «слякоти» во время поедания супов, бульонов и прочих жидких блюд.
Кроме усозащитных чашек в XIX веке были придуманы аналогичные ложки. В 1873 году американка Эллен Митчеллсон запатентовала столовую ложку-мустаж. Она напоминает полуоткрытую раковину с перегородкой посередине и небольшим овальным отверстием и предназначена для защиты усов от «слякоти» во время поедания супов, бульонов и прочих жидких блюд.
Конец эпохи
Золотой век усов и чашек для них закончился во время Первой мировой войны. Дело в том, что в окопах трудно ухаживать за растительностью на лице. К тому же с усами неудобно пользоваться противогазом. Производство чашек для усатых постепенно пошло на спад, а потом и вовсе прекратилось.К концу 1920-х и началу 1930-х годов усы снова стали популярными, вот только мода на чашки-мустаж так и не вернулась. В наше время многие музеи мира хранят эти необычные экземпляры, которые весьма ценятся у коллекционеров.
Знаменитые усачи
Для некоторых знаковых исторических фигур усы стали своеобразной визитной карточкой. Например, длинные и узкие, загнутые, как у жука, усы испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали были неотъемлемой частью его эпатажной личности. Сам он считал, что усы – это выражение настроения и даже душевного состояния их обладателя.– Просыпаясь каждое утро, я испытываю невероятное удовольствие от того, что Сальвадор Дали есть, – изрек однажды художник.
Другой пример – Маршал Советского Союза Семен Михайлович Будённый. До самой смерти пышные усы полководца были яркой особенностью его образа. Относился он к ним очень ревностно. Во время Гражданской войны в Первой конной армии служил его младший брат Денис, который отрастил себе такие же усы. Будённому это очень не понравилось. Однажды, пригласив брата к себе в гости, командарм изловчился и обрезал ему концы усов, приговаривая: «Будённый должен быть один».
Нельзя обойти вниманием и «отца народов» Иосифа Виссарионовича Сталина. Почему же вождь носил усы? Во-первых, Иосиф Виссарионович был грузином, а для грузинских мужчин усы были непременным атрибутом их внешнего облика. Вторая и, наверное, главная причина – знаменитые усы оттеняли рябое лицо и позволяли скрыть отсутствие зубов, вместо которых стояли протезы.
И еще один пример. В 1832 году российское общество было очень удивлено решением императора Николая I, разрешившего носить усы и бакенбарды воинским чинам. Причем нижним чинам обязательно было их фабрить, то есть красить. Для этого использовали особую косметическую черную краску, которую наносили на усы и бакенбарды, давали высохнуть, после чего расчесывали. Правила предписывали поддерживать их форму таким образом: «солдат охватывал затылок веревкой, которую брал концами в зубы, и выбривал все, что находилось ниже веревки». А для придания формы, завитка или воинственного торчания вверх использовали помады и фиксатуары из воска и минералов.
Почему так произошло? Ответ простой – усы отпустил сам император Николай I, имевший воинское звание инженер-генерала. И чтобы носить их, ему пришлось разрешить то же самое всей армии.
Дамское мнение
Многие мужчины считали, что женщины просто без ума от усов. И не без оснований. Так, одна из героинь рассказа Киплинга «Бедная дорогая мама» говорит другой, что целовать мужчину, который не вощит усы, «все равно что есть яйца без соли». А уже упомянутый нами писатель Ги де Мопассан, создавший свои произведения примерно в то же время, заявил: «Мужчина без усов – уже не мужчина», по той причине, что его поцелуи «не имеют вкуса вообще никакого».Поэтому женщины часто дарили чашки для усатых своим кавалерам и родственникам-мужчинам в знак привязанности. Как бы отражая отношения, в которые они были вплетены, на такие экземпляры наносились изречения: «Люби дарителя», «Помни меня» и другие.
Фото Владимира КОРМИЛЬЦЕВА и Романа САУШКИНА.