16 января, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

С главным – о главном

17.05.2024
Мы завершаем публикацию беседы Владислава Шапши с генеральным директором ООО ТРК «Ника» Екатериной Козырь, директором ГТРК «Калуга» Александром Барковым, главным редактором газеты «Калужская неделя» Анри Амбарцумяном и директором Издательского дома «КГВ» Юрием Расторгуевым. Журналисты смогли получить честные ответы на все свои многочисленные, подчас острые вопросы.

Калугой надо заниматься

Юрий РАСТОРГУЕВ: – Давайте еще поговорим о вопросах жителей, речь пойдет конкретно о Калуге. Зима выдалась снежная, но не настолько, чтобы была такая катастрофа с уборкой города. Это отмечало большинство калужан в своих обращениях. И дело не только в том, что не хватает ресурсов, но и в том, что неправильно работает система. Боюсь, что город сам не справится с этой проблемой. Наверное, область должна подставить свое плечо.


– Я вступлюсь немного за городскую власть, потому что снегопады действительно были очень сильные. Как говорят синоптики, несколько десятилетий не было таких осадков. Снега было много, но это, конечно, никак не оправдывает те неудобства, которые испытывали жители. Этой зимой во дворах такие узкие тропиночки были – вдвоем не разойтись, а уступишь дорогу, будешь стоять по пояс в снегу.

И весной, когда все это начало таять, было мало приятного. Такие зимы бывают нечасто, но надо и в этих условиях организовывать работу так, чтобы не только центральные улицы, но и дворовые, и межквартальные проезды и выезды были очищены. Справится ли город? Должен справиться. Вот все смеялись, когда губернатор вышел лопатой махать возле дома правительства. Вот в этом году не вышел, а надо было. (Смеется.)

А если серьезно, то летом мы дополнительно закупим для города десять единиц техники, как раз для узких тротуаров. Потому что дороги для машин, надо признать, были более или менее прочищены, а вот тротуарами, где ходят люди, никто практически не занимался. У нас на город, на 8,5 тысячи многоквартирных домов, меньше 700 дворников – ну не хотят люди работать дворниками. У них небольшие зарплаты, найти людей сложно.

Поэтому и решили приобрести малую технику. Только кто будет на ней работать? Мы же видим, что сейчас дефицит водителей в сфере транспорта составляет более 30 %. Очень непросто найти водителей на общественный транспорт, на трактора, на уборочную технику. Значит, этим вопросом надо заниматься городским властям. Здесь можно установить определенную зарплату, премии предусмотреть, чтобы укомплектоваться. И сделать это городу нужно до начала зимы, чтобы техника не стояла без движения в гаражах. Что касается организации работы, то тут тоже надо пересмотреть подходы.

Сейчас посмотрим, как пройдет весенний сезон. Надо убрать мусор, накопившийся за зиму, вывезти его. Обратите внимание, у нас в области есть муниципалитеты, где такие проблемы были, но в основном работа наладилась. Рассчитываю, что и в Калуге мы избавимся от такого постыдного явления, когда мусор остается за пределами контейнерных площадок и его не замечают, потому что он не входит в тариф. Но он же валяться не должен – значит, с этим надо тоже разбираться.

После зимнего сезона на дорогах появились ямы. Рассчитываю, что и дорожные работы будут выполнены. Эту работу надо выполнить засучив рукава и вернуть Калуге прежний облик.

Расскажу еще о своей мечте по поводу Калуги. Она была всегда зеленым городом, улицы утопали в зелени. Сейчас с этим проблема, где-то из-за того, что дороги расширили, убрали деревья, где-то их златка погубила – тысячи деревьев приходится спиливать. Очень рассчитываю, что мы с городскими властями составим план озеленения и посадим тысячу деревьев, а может, и больше. Вот как в Обнинске придумали – посадить тысячу деревьев, и не на бюджетные деньги.

Растения приобретают предприятия, каждое выбирает себе участок, подготавливает его и высаживает взрослые деревья из питомника, уже адаптированные, с комом земли. Естественно, они зацветут, и будут прекрасные аллеи и парки. Я считаю, что и в Калуге в следующем году надо так сделать. А в этом году надо начинать – определить места посадки, подготовить их, назначить ответственных… Это сложно, но этим надо заниматься, если мы хотим увидеть Калугу, как прежде, зеленой и красивой.

С научным подходом по всем отраслям

Александр Барков: – В Обнинске Росатом строит большой завод по производству фармпрепаратов. Немного о нем.


– Это первый в России и крупнейший в Европе завод фармпрепаратов. Вы знаете, что Россия является одним из лидеров по производству радиоизотопов и крупнейшим экспортером этой продукции. Мы продаем изотопы, а взамен приобретаем радиофармпрепараты с этими же изотопами. Понятно, что лекарство отличается от субстанции, из которой его делают, в том числе ценой, и значительно. То, что такой завод в 2025 году заработает в нашей области и на 100 % обеспечит потребность страны в радиофармпрепаратах, – это серьезный прорыв Калужской области и России в целом.

Более того, это вопрос выживания – сегодня без фармпрепаратов невозможны ни диагностика, ни лечение многих заболеваний. Мы привыкли, что если изотопы, то это онкология. Это направление, конечно, очень важно для радиохимии. Но с помощью этих препаратов научились диагностировать болезнь Паркинсона, причем еще без внешних признаков проявления. И если вовремя начать профилактику болезни, то человек не заметит проблемы. Многие неврологические, сердечно-сосудистые заболевания диагностируются и лечатся с помощью фармпрепаратов. Что вчера казалось невероятным, сегодня спасает десятки тысяч жизней.

Ю.Р.: – Если с научных вершин спуститься на землю. Наше сельское хозяйство по итогам прошлого года доказало, что безопасность продовольствия у нас обеспечена. В молочном животноводстве, например, средний надой от коровы – 9380 кг. А есть хозяйства, где получают 13 тысяч от коровы и более. Наш регион девиз «Молоко – марка области» подтверждает полностью. А какие еще есть перспективные направления аграрного сектора, где мы могли бы получить хороший результат? И второй вопрос. Совсем недавно у всех на слуху была программа «100 роботизированных ферм». Нет ли беспокойства за ее будущее?


– В сельском хозяйстве научный подход тоже нужен. Такие результаты в молочном животноводстве возможны только тогда, когда есть селекция. И сегодня 9 тысяч – это далеко не предел, хотя и хороший средний результат.

По валовому надою у нас результат прошлого года – 520 тысяч тонн молока. Преодолев символическую планку в полмиллиона, мы ставим цель – миллион тонн. А чтобы этого достичь, мы должны строить как минимум две фермы на 3 тысячи голов в год. И мы исходим из этих планов.

Что касается программы «100 роботизированных ферм». Может, развивалась она не так быстро, как изначально предполагалось, тем не менее 35 таких ферм мы создали. Они пока скорее поддержка небольших фермерских хозяйств.
Но если говорить о больших объемах и больших задачах, то фермы на 2, 3, 6 тысяч голов строятся. В несколько этапов, не сразу, но в Ульяновском, Спас-Деменском и других районах они появляются. Есть инвесторы, которые активно включаются в эту работу.

Еще одно направление – это выращивание овощей закрытого грунта. Вы знаете, что у нас фирма «Агроинвест» в Людинове построила большой комплекс, где круглогодично выращиваются овощи высокого качества. Она рассталась со своим бизнесом, и у нас теперь новый инвестор и партнер – «ЭКО-культура». Компания профессионально занимается выращиванием овощей закрытого грунта. При встрече ее руководители подтвердили свой интерес к Калужской области, и мы договорились о выстраивании дальнейших отношений. Это привлекает и другие компании. Одна из них планирует построить подобный тепличный комплекс, который сейчас находится в стадии проектирования.

Мы себя обеспечиваем и картошкой, и овощами. В завершение разговора о сельском хозяйстве хочу еще сказать, что в Калужской области выращивается четверть тепличных цветов в стране. Нам есть чем гордиться.

Общественную инициативу нельзя ограничивать

Анри АМБАРЦУМЯН: – Мы говорили о важности общественной инициативы. Недавно Общественной палате исполнилось 15 лет. За это время сделано немало. На ваш взгляд, где сегодня общественники могли бы проявить свою активность, в каких сферах это необходимо сделать?


– Абсолютно везде. Общественная инициатива не имеет границ, все зависит от внутреннего желания и горения. Люди занимаются всем – от поддержки животных до поддержки людей, которые не выходят из дома, паллиативных больных, сложных детей. Многие плетут сети для спец-операции… Спектр добрых дел широк, и ограничиваться какими-то рамками не нужно. Надо поддерживать тех людей, которые искренне и активно этим занимаются.

Есть различные формы поддержки – федеральные, региональные гранты. Мы всегда стараемся привлечь больше денег и помочь людям таким образом. Ведь общественной работой заниматься непросто – надо и помещение получить, и какие-то подручные материалы купить… Помощь никогда не будет лишней.

Если говорить о спецоперации, то Общественная палата играет здесь огромную роль. Я знаю, что более 8 тысяч тонн гумгруза было за это время отправлено, десятки тысяч книг вы подобрали для библиотек новых территорий. Сами не раз ездили в не самые безопасные места, встречались со своими коллегами, протягивали руку помощи людям, которые восемь лет находились под обстрелами. Они это умеют ценить.

Мы умеем за себя постоять

Екатерина Козырь: – Тяжелый вопрос – в конце марта всю страну потрясла новость о теракте в «Крокусе». Сейчас в соцсетях попадают в поле зрения все новые противоправные эпизоды с участием мигрантов. И люди задают вопрос: планируется ли ужесточение миграционной политики, усиление мер по социализации мигрантов? Что будет в Калужской области?


– Не будет – уже есть. Вы знаете, что два года назад мы первыми в стране заявили, что приостанавливаем свою деятельность в программе переселения соотечественников. Не потому, что мы не любим соотечественников, а потому, что те люди, которые в последнее время приезжали по этой программе, очень отличались от тех, кто приезжал в начале ее действия. Если сначала это были действительно русскоговорящие, и более 90 % из них волей судьбы оказались за пределами Российской Федерации, будучи, по сути, русскими, то потом, два года назад, въезжали уже те, кто не знает русского языка и не собирается адаптироваться и привыкать, хотя бы соглашаться с нашей культурой. Более того, вдруг они начинают нас учить, как нам вести себя на родной земле. Это неправильно. Поэтому нами было принято решение (по-моему, больше никто из регионов на это не решился) о приостановке участия в программе. Мы ввели ограничения на работу мигрантов в общепите, в торговле, на общественном транспорте, сильно ограничили выдачу патентов. И знаете, это дало серьезный результат.

За два года у нас количество тех, кто получил гражданство по программе, стало равняться нулю. Вполовину сократилось число выданных патентов. В три раза уменьшилось количество браков с иностранцами. Сократилось число зарегистрированных мигрантов, даже временно зарегистрированных. На треть – это значительная цифра.

Несмотря на то что серьезные результаты уже достигнуты, мы этой весной приняли еще одно решение – о дополнительных ограничениях по работе в разных отраслях. То есть мы постепенно расширяем спектр, давая возможность работодателям адаптироваться, перенаправить свои усилия на поиск другой рабочей силы и убрать мигрантов из этих сфер. Здесь нет какого-то национализма, но все-таки надо с уважением относиться к коренному населению, к тем людям, которые здесь жили, живут и будут жить дальше. Не надо пользоваться нашей интеллигентностью и воспитанностью как слабостью, мы умеем за себя постоять. Я чувствую поддержку людей в этом вопросе, и мы и дальше будем твердо проводить политику по упорядочению нахождения здесь мигрантов.

А. А.: – Мы первые приняли решение о введении ограничений в сфере профессий, и сегодня каждый день регионы повторяют нашу практику.


– Да, сегодня это стало таким федеральным трендом. А когда мы начинали, это было непросто. Конечные задачи, которые перед нами стояли, – это усиление контроля. Мы наладили этот контроль. Вы знаете, что в нашем миграционном центре есть система наблюдения, которая в автоматическом режиме следит за ситуацией при приеме документов, при сдаче экзаменов. Сейчас министерство науки заявило, что мы теперь сами можем организовывать прием экзаменов. Раньше этого не было.

Кстати, мы еще два года назад говорили, что есть случаи, когда людям за деньги продают документы о знании языка. Мы знали, кто этим занимается, полицию в регионе подняли, она возбудила уголовные дела. И только сейчас (смотрите, сколько времени прошло) мы слышим, что арестовали кого-то из Института Пушкина, других вузов, кто должен был принимать экзамены профессионально, а на деле вон что происходило... Конечно, это задача регионов – именно мы заинтересованы в порядке в миграционной сфере.

Навстречу юбилею

А.Б.: – Ну и заключительный вопрос. 5 июля Калужская область будет отмечать 80-летие своего образования. Как вы считаете, чем мы отличаемся от других регионов в лучшую сторону? И что еще надо сделать, чтобы оставаться на высоком уровне?


– Мы во многом являемся лидерами, об этом не стыдно сказать. Наш регион – один из лидеров в России и Центральном федеральном округе по объему промышленного производства на одного жителя. Это при том что у нас было существенное снижение по автомобилям – на 20 % просел объем производства. И даже в этой ситуации мы остались лидерами.

По-прежнему являемся лидерами в производстве высокотехнологичной продукции. Вы знаете, что таких предприятий у нас много во всех отраслях и мы эту пальму первенства за собой сохранили.

Мы во многом явились примером для других регионов в привлечении инвесторов. Это и создание институтов поддержки инвесторов, и кластерная модель развития. Сейчас это общепринятая практика, но когда-то это было ноу-хау Калужской области.

Посмотрите, как активно мы развиваем образование в регионе! Построили кампус Бауманского университета, первый в России технопарк рабочих профессий. И в этом направлении мы продолжим двигаться.

Фармацевтика – одно из важнейших серьезных направлений нашей экономики. У нас крупнейший кластер – более 70 предприятий, производим 240 лекарственных форм. Сейчас создаем третью площадку особой экономической зоны «Калуга», которая на 114 гектарах будет размещать именно фармпредприятия. И первые заводы начнут строиться уже этим летом.

Так что нам есть чем гордиться и есть с чем отметить 80-летний юбилей. А что касается торжественных мероприятий, мы понимаем, что сейчас идет специальная военная операция и, наверное, не время пить шампанское и устраивать салюты. Но мы обязательно отметим ветеранов, которые создавали наше благополучие и закладывали фундамент, основу того, чем мы сейчас пользуемся. Обязательно проведем и мероприятия в наших учреждениях культуры. Создадим праздничное настроение, но не будем злоупотреблять. Как говорится, отметим ударным трудом.