20 сентября, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Не верь, не бойся, не ведись

17.05.2024

В регионе, наверное, не осталось ни одного человека, которому не поступали бы звонки или сообщения, имеющие цель вывести нас из душевного равновесия, заставить поверить аферистам и дать доступ к нашим банковским сбережениям. Полиция старается противостоять этому «девятому валу» посягательств, но многое зависит и от нас с вами. Ведь предотвратить преступление всегда легче, чем потом его расследовать. Об этом начальник профильного отдела Управления уголовного розыска УМВД области Казбек Зангионов не устает повторять на встречах с журналистами.





Чтобы не стать жертвой обмана, калужанам следует быть предельно внимательными при общении с незнакомцами и не совершать необдуманных действий. Не сообщайте реквизиты своей банковской карты и коды из смс-сообщений, поступающих на ваш мобильный телефон, не озвучивайте собеседникам свои персональные данные, кем бы эти люди ни представлялись.

Ни под каким предлогом не переводите деньги на незнакомые счета и не передавайте наличные денежные средства посторонним гражданам. Не переходите по ссылкам, полученным от непроверенных источников.

В случае приобретения товара в интернете выбирайте такой вариант сделки, который предусматривает оплату после получения заказа. А при инвестировании денежных средств обращайтесь к проверенным ресурсам.


Немного статистики


В первом квартале 2024 года на территории Калужской области было зарегистрировано 1085 преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Это не намного меньше, чем годом ранее.

Более 80 процентов из них составляют мошенничества и кражи с банковских счетов граждан, хотя обычно их доля не превышает 75 процентов.

По количеству зарегистрированных преступлений этого вида лидируют крупные муниципалитеты: Калуга, Обнинск, Боровский район.

Причиненный потерпевшим ущерб уже превышает 200 миллионов рублей. При этом специалисты уверены в том, что при сохранении прежних темпов к концу года он вырастет до миллиарда рублей.

!Раскрываемость дистанционных преступлений у нас в регионе выше, чем в среднем по России и ЦФО, но более половины случаев все же остаются нераскрытыми. За три месяца установлено 221 лицо, причастное к их совершению.

 Нос по ветру


Казбек Зангионов отметил, что с течением времени формы обмана практически не меняются, лишь корректируются способы коммуникации и варианты вывода похищенных денежных средств.
При этом мошенники достаточно оперативно реагируют на изменения в законодательстве и вводимые ограничения, подстраивая под них действующие схемы. Например, злоумышленники отказались от подмены абонентских номеров мобильной связи. Уже достаточно давно они не звонят с номеров 8-800 или 8-495.

Аферисты стали реже действовать под видом банковских работников. Сейчас это скорее исключение, чем правило. Они предпочитают представляться сотрудниками правоохранительных органов, сотовых операторов или Госуслуг. Сами мошенничества стали более изощренными за счет увеличения количества людей, с которыми беседует потенциальная жертва.

Еще одно заметное отличие - изначально речь о деньгах в разговоре не ведется. Если обзвон идет под видом операторов сотовой связи, человеку предлагают продлить истекающие сроки действия сим-карт или договоров на оказание услуг связи, подтвердить свои личные данные или сообщают о начислении бонусов как постоянному клиенту. Диалог строится таким образом, что собеседник начинает сообщать какие-то сведения о себе, потому что не чувствует угрозы. Когда контакт установлен, к разговору подключаются другие участники, которые уже переводят тему на банковские счета. И люди незаметно для себя соглашаются совершить определенные действия под их диктовку.

Классическая манипуляция - установка в своем смартфоне приложения для бесконтактного платежа и привязка к нему чужих банковских карт. В подавляющем большинстве случаев потерпевшие делали это сами, после чего переводили мошенникам свои, а иногда еще и полученные в кредит средства.

Например, около месяца назад жительница области перевела мошенникам 21 миллион рублей. Часть денег потерпевшая хранила в квартире, часть - на счетах. Преступники умудрились на протяжении трех недель (!) поддерживать с ней коммуникацию и контролировать действия. Только оставшись без единого рубля калужанка поняла, что стала жертвой обмана.

Виды обмана

Самым распространенным предлогом, который использовали мошенники, остаются сообщения потенциальным жертвам о несанкционированных банковских операциях с их счетами. На его долю приходится почти треть от всех звонков. В качестве продолжения следуют предложения разблокировать банковскую карту, отменить операцию по списанию денежных средств, перевести сбережения на некий «безопасный» счет, оформить или отменить кредит.

Вторым по популярности способом обмана является покупка и продажа имущества по объявлениям в интернете. Так совершается каждое восьмое преступление.

Далее с большим отрывом следуют предложения по получению прибыли и заработку в интернете, в том числе посредством инвестирования и игры на бирже, оказанию различных услуг (проведение опросов, начисление бонусов, обмен денег), просьбы одолжить деньги со взломанных страниц в социальных сетях и мессенджерах и т.д.

Заметно реже фиксируются факты мошенничества под предлогом освобождения родственника от уголовной ответственности. Вероятнее всего, люди перестали реагировать на подобные звонки. Мошенники это почувствовали и перешли на другие сценарии.

Указание «начальника»

Довольно распространенной в последнее время стала схема развода с использованием мессенджеров WhatsApp и Telegram. Жертве поступает сообщение якобы от руководителя ее организации, при этом отображаются его фамилия, имя, отчество, фотография человека либо логотип организации.

Как правило, в тексте сообщается о серьезных проблемах у сотрудника и дается указание ответить на звонок представителя правоохранительных органов или самому перезвонить на определенный номер, выслушать все, что скажет абонент, и обязательно выполнить его требования. Учитывая вертикаль власти во многих организациях, жертвы не перезванивают своим руководителям и не уточняют полученную информацию. Тем самым они выполняют алгоритм, разработанный для них мошенниками.

Этот вариант тоже является подводкой к опасному диалогу, в ходе которого человека убеждают перевести деньги, оформить кредиты, получить их в банке и внести через терминалы на определенные счета.


Алексей ГОРЮНОВ.