20 сентября, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Сосуды с секретом

16.05.2024

У многих коллекционеров со стажем найдется один или несколько старинных бытовых предметов, назначение которых непонятно современному обывателю. Есть такая подборка и у создателя Музея русского быта «Вотчина», калужского собирателя и краеведа Сергея Нелюбова. Именно с этих загадочных экспонатов он часто начинает показ, предлагая гостям угадать, для чего предназначался тот или иной экспонат.

Чернильница-непроливайка



Этот предмет можно смело отнести к самым известным и самым распространенным сосудам с секретом. А вот помнят его лишь те из читателей, кто ходил в школу в середине прошлого века. Начиная с XIX столетия и до середины 1960-х годов в нашей стране выпускали великое множество таких сосудов. Сначала стеклянные и керамические, потом пластмассовые, но назывались они всегда одинаково – чернильницы–непроливайки.
Благодаря простой, но остроумной конструкции их очень легко наполнить чернилами, а вот вылить обратно практически невозможно. Если сосуд перевернуть, его содержимое просто перетекает из одной части в другую, оставаясь при этом внутри, и не пачкая руки, одежду, столы или парты.
Единственное место, через которое могут вытечь чернила, горлышко. Но расположено оно таким образом, что при любом положении оказывается выше уровня жидкости. Достать чернила можно было только с помощью пера, которое вставлялось в ручку. Миллионы советских детей ходили в школу с непроливайками в портфелях. Тетради и учебники оставались при этом чистыми.
Первые непроливайки появились в России в XIX веке. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в музеях прейскуранты хрустальных заводов царской России. Среди прочей массовой продукции, продававшейся оптом, указаны и эти чернильницы.
Экземпляр на снимке изготовлен из стекла с добавлением оксида кобальта, придающего изделию голубоватый оттенок. Время изготовления и бытования – 1930 – 1950-е годы.

Горшки-двойнята (двойчата)



 Перед вами глиняная посуда для переноски еды во время полевых работ. Она относится к чернолощеному типу гончарной керамики и представляет собой два горшочка, соединенных общей ручкой-дужкой.
В один из горшков помещали щи, в другой - кашу. Для удобства в специальное овальное отверстие в ручке можно было вложить деревянную ложку. Как правило, двойнята брали с собой, отправляясь на дальние покосы. В том случае, если поля располагались недалеко от деревни, горячую еду приносили дети.
Представленные в коллекции горшки-двойнята были изготовлены в XVIII веке и использовались в Козельском уезде.

Слезница

Мы видим очень небольшой стеклянный сосуд высотой 57 миллиметров, вытянутой формы с узким горлышком. Предмет выполнен таким образом, что его вытянутое горлышко можно легко прижать к уголку глаза. Для чего, спросите вы. Для того, чтобы собирать слезы скорбящих во время похорон.
История этого ритуала насчитывает, по некоторым данным, более 3 тысяч лет. Впервые слезницы были замечены в Древнем Риме. Там специально нанимали плакальщиц, которые рыдали на похоронах. Со временем эта традиция дошла и до наших мест.
В языческой Руси огромную роль в погребении сородича и прощании с ним играли женщины - плакальщицы и вопленицы. Они демонстрировали странное, бесноватое поведение, которое должно было оповестить всех о горе. Хорошая вопленица должна была обладать актерскими способностями, даром слова, иметь сильный голос. Плакальщиц, которые славились своим талантом, специально приглашали из других деревень. Но денег за это они не просили: занятие воспринималось ими как важная миссия.



Сосуд с собранными слезами помещали в могилу как дань памяти усопшему. Крышек слезницы не имели, ведь собранные в них слезы должны были постепенно испаряться. При археологических раскопках в центре Москвы были обнаружены абсолютно идентичные слезницы. Сейчас они хранятся в Музее археологии города. Ну а наша слезница найдена в Калуге в районе улицы Подвойского. Обнаружили ее владельцы огорода во время весенних посадочных работ.
Специалисты датируют эту слезницу XVII-XVIII веком.

Мухоловки

В быту наших соотечественников в период с XVII до середины XX веков широко использовалось такое любопытное устройство, как мухоловка, которое представляло собой стеклянную емкость специальной конструкции для ловли насекомых.

Принцип работы этого сосуда-ловушки понятен из иллюстрации. Мухоловку устанавливали на небольшой плоской тарелке, в которой находилось варенье, мед, сахар или другие сладости, разбавленные водой. Мухи заползали в нее снизу на запах. Насытившись, они взлетали вверх и попадали внутрь стеклянного колпака, откуда уже не могли выбраться. Там и погибали, падая в стеклянный круговой желоб.



В гуманных целях желоб иногда заправляли мыльной водой, чтобы насекомые долго не мучались. Для извлечения мертвых особей из мухоловки достаточно было открыть пробку и перевернуть сосуд.

В книге «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях» русский историк Иван Забелин пишет: «В мастерскую палату отпущено 20 мухоловокъ да 5 судеекъ четвертныхъ зеленого стекла». Изготавливались они на Николо-Бахметьевском заводе князя А.Д. Оболенского в Пензенской губернии, Дятьковской хрустальной фабрике в Брянском уезде Орловской губернии и на других стекольных заводах России.

В коллекции Сергея Нелюбова имеются две мухоловки. Первая – большая, зеленого стекла, выполненная в сложной гутной технике, датируется концом XIX столетия. Она переливается красивым изумрудным оттенком. Такой цвет достигается добавлением оксида хрома в стеклянную массу.



Вторая – маленькая, прозрачного стекла, выполненная методом отливки в форму, датируется началом XX века. Она интересна тем, что крышка стилизована под голову мухи, а на боковой поверхности имеются три выпуклых изображения мухи.


«Утица»

Смекалка и находчивость русского человека иногда просто восхищают. Подтверждение тому – сосуд для сбора талой воды с подоконника.
Когда по весне в деревенской избе начинал оттаивать лед на окнах, образовавшаяся вода стекала в специальные желобки на подоконниках. Чтобы собрать оттуда эту «небесную влагу», применяли специальные глиняные сосуды – «утицы».

С их помощью с подоконников в избах путем всасывания воздуха в себя собирали талую и конденсированную воду. Традиция использования таких сосудов была характерна для северных губерний России – Архангельской и Вологодской.

Такая «живая вода», не касавшаяся земли, считалась целебной. По этой причине «утицы» имели сакральное значение в доме. Их выставляли на подоконники как гордость семьи.



Наша «утица» изготовлена из чернолощеной глины в XVI- XVII веках.

Графин-холодильник



Остается только пожалеть, что сейчас не выпускают популярный в прошлом сосуд - графин-холодильник с карманом, в который закладывают лед для охлаждения напитка. Такая посуда имелась в каталоге Никольско-Бахметьевского хрустального завода. Выпускали ее и в других местах, например, в Дятькове и Гусь-Хрустальном.
Самый ранний из таких графинов изготовлен около 1800 года на Императорском стекольном заводе в Санкт-Петербурге. Ныне он хранится в Музее личных коллекций в Москве.

К графину-холодильнику относится и сосуд из собрания Сергея Нелюбова. Он был изготовлен в начале ХХ века. К сожалению, завод-изготовитель установить не удалось.

Немецкое яблоко и русский петух

Возможно, именно в Дятькове появились первые в России сосуды, внутри которых таился секрет, основанный на оптическом обмане. Через века до нас дошла легенда о рождении в этих местах потешных графинов с яблоками и петухами внутри.

Фигурки эти делали из цветного стекла и помещали на дне шарообразных сосудов. При наполнении прозрачной жидкостью стеклянный шар превращался в увеличительное стекло и предметы внутри «вырастали» до таких размеров, что занимали почти все внутреннее пространство.

Рассказывают, что в первые годы работы хрустального завода его хозяин – Сергей Иванович Мальцов привез туда немецкого стеклодува по фамилии Петуфф. Надеялся хозяин, что русские мастера научатся у немца делать новые диковинные изделия из хрусталя. В конце концов так и получилось, да только иноземец тут ни при чем. Местные мастера дошли до всего своим умом.

Немец первым делом велел отгородить свое рабочее место. В двери его мастерской проделали окошечко, через него заморский гость передавал свои изделия подмастерьям, которые должны были относить их на закалку, обрезку и шлифовку. Когда Петуфф выставил в окошко свою первую поделку, посмотреть на нее сбежались все работники. Это был хрустальный круглый графин с узким горлышком, на дне которого лежало большое яблоко – зелено-желтое с красными прожилками. Точь-в-точь как настоящее сорта «коричное».



Шло время, и все поняли, что обучать русских своему ремеслу стеклодув не собирается. Тогда местный мастер Илья Маруев решил сделать такой же графин самостоятельно. В течение месяца тайком, по ночам, когда возле печей не было начальства, он пытался повторить диковинку. И вместе с помощником Павлом Кондратьевым добился своего. Но внутри графина они поместили не яблоко, а петуха с разноцветным оперением.

Однажды в гуту – место, где варили и выдували стекло, пришел сам Мальцов. Он принялся нахваливать немца и подзадоривать русских мастеров. Тут-то и вышел Илья Маруев со своим графином. Да еще заявил хозяину, что у них такие изделия могут делать даже подмастерья. В подтверждение этих слов ученик Павлуха Кондратьев тут же при купце сделал графин с петухом внутри. После этого случая все на заводе говорили, что Илья посадил-таки Петуффа в графин и посрамил немца.
В фондах Российской государственной библиотеки Сергей Нелюбов разыскал иллюстрированный «Прейсъ-курант Дятьковской хрустальной фабрики акционерного общества Мальцовских заводов», изданный в конце XIX века. В нем представлены аж по четыре вида графинов с петухами и яблоками.


Рожок

Весьма популярными и востребованными сосудами в XVIII-XIX веках стали рожки для вскармливания младенцев молоком. Делали их в виде вытянутой бутылочки овальной формы или рожка конической формы. Материалом для изготовления служили стекло, коровий рог, металл, глина. К горлышку крепили высушенный сосок от коровьего вымени или надевали соску.



Богатые люди могли себе позволить заказать рожок из серебра, нередко с позолотой, эмалью или чернью, украшенный изображениями ангела-хранителя, Богоматери, креста Господня и надписью «Богъ питаетъ и милуетъ младенцевъ своя».

Кормили детей из рожка обычно до полутора лет. Изображенный на фотографии рожок датируется концом XIX века. Бытовал он в Боровском уезде. Соска не сохранилась.


Четырёхчастный графин

Героем следующей легенды стал сам хозяин Дятьковского завода. Рассказывают, что Мальцов любил подшутить над своими гостями. Например, предлагал им напитки в графине, который имел четыре пробки и одно горлышко. Внутри сосуд делился перегородками на отдельные части, поэтому и назывался четырехчастным. Налить в него можно было четыре разных напитка, которые не смешивались между собой.



Шутка заключалась в том, что содержимое сосудов невозможно было вылить из графина из-за очень узких горлышек – около трех миллиметров в диаметре. Как ни наклоняй и переворачивай, все остается внутри. Силы поверхностного натяжения жидкости в узком горлышке не пропускают внутрь графина пузырьки воздуха и не позволяют ей вытекать.

Разгадка состоит в том, что нужно взять лежащую рядом с графином соломинку и вставить в то отверстие горлышка, из которого вы собираетесь налить напиток. В этом случае при наклоне графина воздух через полую соломинку поступает внутрь и содержимое сосуда спокойно выливается.

Четырехчастные графины делали на многих русских заводах, не только в Дятькове. Но в продажу пускали только удобные в обращении изделия с диаметром отверстий 5-7 миллиметров. Мальцов же имел возможность заказать особый графин с очень маленькими горлышками, которые могли ввести в замешательство любого гостя, даже знакомого с четырехчастным графином. Видимо, заводчику было лестно показать, насколько его изделия отличаются от продукции других заводов.

Алексей ГОРЮНОВ.Фото Романа САУШКИНА.