Открытка военного времени
07.05.2024
Руслан СТЕПАНОВ – коллекционер с большим стажем и частый герой наших публикаций, точнее, их непосредственный соавтор, поскольку именно его коллекции становятся «главными героями» газетных статей. В канун Дня Победы Руслан рассказал об открытках периода Великой Отечественной войны из своего собрания.
Большая часть открыток, которые сегодня находятся в музеях и коллекциях, была выпущена в 1943 – 1945 годах. Понятно, что в первый год войны было не до открыток: заводы эвакуировались на Север, промышленность работала на «оборонку». Однако пропаганда – тоже важная составляющая победы, и в Советском Союзе это понимали. Поэтому, как только стало возможным, печатная промышленность начала вносить свою лепту в борьбу с врагом.
Любые открытки того времени несли агитационный характер, поддерживали боевой дух солдат и населения: военные рисунки, цитаты Сталина с призывом громить фашистов, патриотические стихи.
На многих половину аверса занимал рисунок, половину – адресные строки для отправителя и получателя. Часто одним из адресов значился номер военно-полевой почты.
На одной из открыток коллекции в адресе получателя указан поселок Волково Бабынинского района, тогда еще Тульской области.
Это аверс открытки, которую называли «секреткой».
– После заполнения она складывалась пополам, снаружи оставались только адрес отправителя и назначения, а все написанное оказывалось внутри, – поясняет Руслан Степанов. – Понятно, что «секретность» была условная: в военное время не запечатывались даже письма, военная цензура строго вычитывала все, особенно то, что отправлялось с фронта и на фронт. Написанное было скрыто разве что от глаз почтальона.
Выпуск агитационных открыток был налажен даже в блокадном Ленинграде. Пронзительная графика художника Н.А. Павлова «На Неве» изображает жизнь блокадного города. На реверсе открытки – рисунок с надписью «Великая Отечественная война». Тираж – 20 тысяч экземпляров – довольно небольшой.
В блокадном Ленинграде было выпущено 1384 открытки – имеется в виду, конечно, не тираж, а дизайн.
– Филокартия – направление очень обширное, – говорит Руслан. – Есть люди, которые собирают и изучают блокадные открытки, биографии художников, которые над ними работали, описывают это в статьях и книгах.
Даже первомайский привет на этой открытке – боевой. И сама она уникальна. Во-первых, тем, что отправлена из осажденного Ленинграда в Москву – на штемпеле можно разглядеть 1943 год. А во-вторых, тем, что получатель Раиса Александровна Попова – старшая дочь Александра Попова, первого российского радиотехника и того самого изобретателя радио.
На момент начала войны ей было 50 лет. Медик по профессии, она была военврачом в Первую мировую. С 1923 года лечила детей в детской больнице имени Раухфуса в Ленинграде, где ее и застала Великая Отечественная. Впрочем, в военных госпиталях она работала еще с начала Финской кампании и до марта 1943 года, пока вместе с близкими не была эвакуирована в Москву.
В Москву и было адресовано это письмо – то ли от родственницы, то ли от подруги, которая жалуется на болезнь своей мамы.
– В коллекциях часто можно встретить открытки, адресованные известным историческим личностям или подписанные ими, – поясняет Руслан Степанов.
Немецкая пропаганда также работала активно – правда, ее активность с течением
войны шла по нисходящей.
– Поначалу фашисты много фотографировали на захваченных территориях и даже делали альбомы, – рассказывает коллекционер. – Понятно, потом им стало не до того.
Открытки на захваченной территории они тоже выпускали. Вот одна из них – с изображением собора Александра Невского в Жиздре.
Наталья ЛУГОВАЯ.
Фото из коллекции Руслана Степанова.