27 декабря, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

По стопам Станиславского

25.04.2024

Одни называют метод режиссера Константина Сергеевича Станиславского «нотной грамотой для актера», другие отмечают, что он описывает законы пребывания любого персонажа на сцене. Но что же представляет собой эта система, которой, как утверждается, неукоснительно следуют миллионы любителей и профессионалов? Секретами актерской техники с корреспондентом поделились известные деятели культуры из столицы, которые более полувека служат в театре.

ЦИФРА
более 200 лет длится дружба Калужской драмы и Малого театра.

Верю!

На гастроли в Калужский областной драматический театр приехали артисты из Москвы. Актеры Малого театра прогостили в областном центре всего четыре дня, но даже за столь короткий срок им удалось убедить зрителей в том, что классика бессмертна. Околдовать публику мастерам сцены не составило никакого труда, ведь каждый из них свою службу в театре строит по системе Станиславского, история которой насчитывает более века. Пять главных принципов до сих пор остаются актуальными, лежат в основе методик подготовки актеров в театральных вузах всего мира.

Успеха на сцене достигнет лишь тот актер, который сможет передать истинную правду переживаний своего персонажа, отметили во время беседы с журналистами народные артисты России Владимир Дубровский, Александр Ермаков и Валерий Афанасьев. Именно поэтому выражение «вжиться в роль» не пустой звук для артистов Малого театра. Каждое амплуа для них – не просто проходной образ, а новая грань личности, раскрыть которую порой бывает трудно.

Кроме того, по мнению мэтров, артист должен обращать внимание на три круга обстоятельств. Большой круг – это общая социальная, политическая и историческая обстановка, в которой находится персонаж. В средний круг входят подробности жизни героя: его материальное и семейное положение, особенности быта, возраст и другие детали. И, наконец, малый круг – те события, которые происходят с персонажем в данный момент и влияют на его чувства, желания, цели и поведение.

Классика на сцене

Важное умение для актера – играть по принципу «здесь и сейчас». Это значит, что он должен каждый раз переживать роль, которую исполняет не в первый раз, по-новому. Малый театр привез две постановки: «Женитьбу» по пьесе Николая Васильевича Гоголя и «Капитанскую дочку» по мотивам романа Александра Сергеевича Пушкина. Российский актер театра и кино Валерий Афанасьев играет экзекутора Яичницу в постановке «Женитьба» режиссера Юрия Соломина уже много дет подряд. Артист подчеркнул, что эта роль – особо знаковая для него. Каждый раз надевая военный парадный мундир с золотым шитьем и выходя на сцену, он меняется внутри.

- Малый театр - это остров русского психологического театра, и наши актеры, зрители увидели театр Станиславского, увидели, что такое работа над спектаклем, над ролью. Это азбука и школа, которая сейчас у многих театров просто утрачена. Это родник чистой театральной воды. Более современной пьесы, чем те, что писал Островский, найти нельзя. Театры берут пьесы, потому что они классика на все времена, а она актуальна, залы всегда полны, – отметил директор Калужского драматического театра Александр Кривовичев.

Именно спектаклем «Женитьба» Малый театр открывал фестиваль «Старейшие театры России» три года назад. За эти годы постановочная часть сильно изменилась. В него органично влились молодые актеры.

- Тот спектакль 2021 года в Калуге мы сыграли так, что до сих пор равняем себя на него. Был такой прием, что Ирина Вадимовна Муравьёва в перерыве между репликами постоянно мне шептала: «Они дадут нам сегодня говорить?» Каждое слово встречалось аплодисментами, восторженными откликами зрителей. Такой театр, как Калужский драматический, очень редко встретишь, так же как и таких понимающих и знающих зрителей. Потому хочется сказать комплименты вашему городу, вашему театру и вашим зрителям, - подчеркнул народный артист РФ Владимир Дубровский.

Разборчивая невеста, незадачливые женихи, проворная сваха – все характеры пьесы выписаны ярко и сыграны блестяще. Сочный и неповторимый язык Гоголя и бережная режиссура Юрия Соломина сделали спектакль настоящим подарком ценителям живой и всегда современной классики. Столичным артистам вновь удалось сорвать  в Калуге шквал аплодисментов. Зрители провожали актеров со сцены бурными овациями стоя. 

КСТАТИ
Артисты театра рассказали о подготовке к празднованию 200-летнего юбилея Островского, которое планируют провести в октябре, а также о совместном проекте Большого театра и Малого театра «Снегурочка» в постановке режиссера Алексея Дубровского.

Евгения ФРОЛОВА.
Фото Калужского областного драматического театра.