3 мая, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Специалистов пугает ухудшение знаний детей по математике

30.11.2018
Сегодня поговорим о математике, которая, как утверждал великий русский ученый М.В. Ломоносов, ум в порядок приводит. Чтобы понять, как математика «приводит в порядок ум» нынешних школьников, проводятся Всероссийские проверочные работы и другие независимые экспертизы. Обратимся к исследованию достижений учеников 7-11 классов, которое организовал Калужский государственный институт развития образования (КГИРО). В мониторинге приняли участие подавляющее большинство школьников региона.

С чтением - просто беда!

Проведенное исследование показывает, что у школьников в старших классах достаточно хорошо идет «реальная математика»- поиск информации по таблицам, графикам, диаграммам. Дети неплохо работают на геометрии по готовым чертежам. А вот в 7-9 классах обнаружены серьезные провалы. Какие темы даются школьникам тяжелее всего? Прежде всего текстовые задачи по алгебре и задачи по геометрии. В принципе заводит детей в тупик любое задание, где надо вдумчиво и внимательно прочитать его условие. С чтением - просто беда!- об этом говорят все учителя математики. Для полного понимания текста детям приходится читать условие задачи по нескольку раз. Если дети не понимают, учителю приходится обращаться за помощью к схемам и таблицам.

Как найти углы?

Примерно половина семиклассников не умеют выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами. Каждый второй ученик допускает вычислительные ошибки, 40 процентов детей ошибаются при преобразовании буквенных выражений. В 2017/18 учебном году снизился показатель, связанный с умением выполнять совместные действия с десятичными и обыкновенными дробями и решать планиметрические задачи на нахождение углов.
Специалисты КГИРО отмечают, что учителям необходимо совершенствовать методику отработки тем «Рациональные числа и действия над ними», «Треугольники» и «Сумма углов треугольника».

У фигуры есть свойства?

Более половины восьмиклассников не умеют решать задачи с помощью уравнения. Около трети учеников не выполнили задания на преобразование рациональных выражений. Специалисты бьют тревогу - в прошлом учебном году резко снизился показатель, связанный с умением решать задачи с помощью теоремы Пифагора. С заданиями, где нужно применять теорему Пифагора, не справились две трети учеников!
У девятиклассников по алгебре ухудшились показатели, связанные с умением решать уравнения третьей степени с помощью разложения их на множители. По геометрии многие дети не умеют применять свойства фигуры для нахождения величины ее углов.

Физики, ботаники и лирики

Почему же многие дети не любят математику и отстают по этому предмету? Это извечный вопрос, ведь у всех разные способности от природы. Один ребенок, как говорится, физик, второй- ботаник, а третий - прирожденный лирик и музыкант. Специалисты считают, что более правильно поставить вопрос так: «Спокоен ли ребенок на уроках математики?» Очень важно, чтобы у каждого ребенка была возможность задать учителю вопрос по непонятной теме, педагогу же важно предложить задачу, с которой ученику будет по силам справиться.

Где вы - молодые учителя?

Можно называть много причин снижения уровня знаний детей в среднем звене. Но здесь в первую очередь надо говорить об учителе, о его отношении к своему предмету и, естественно, детям. Сегодня на уроках уже недостаточно просто доски и мела. Учителю надо увлекать детей и удивлять их математикой. Работать с детьми над проектами, принимать участие в различных конкурсах, то есть мотивировать своих учеников. Конечно же, это требует много сил, времени, подготовки и самообразования. К сожалению, не все учителя идут на это. Но это ни в коем случае не характеризует их как людей безответственных.
Беспокоит также и то, что за последние годы в большинство школ, особенно сельских, не пришел ни один молодой учитель математики. Старшее поколение постепенно уходит, оставшиеся «смыкают ряды», увеличивают на себя нагрузку и превращаются просто в урокодателей, привыкают к этому.

Переход в новый мир

Некоторые методисты справедливо считают, что проблемы накапливаются сразу после перехода детей из начальной школы в среднее звено. Причем эти проблемы зачастую не чисто математического, а психологического плана. Любой взрослый, вспоминая свое школьное детство, скажет, что так оно и есть. Заканчивая начальную школу, ребенок попадает в другой мир: с переходами из одного кабинета в другой, новыми предметами и учителями, многократно возросшей нагрузкой на уроках и дома.
В связи с этим учителям необходимо на уроках уделять больше времени для адаптации детей. Нужно проводить исследовательские работы, использовать больше занимательных задач, направленных на развитие детского творчества.


Оксана Лаврова, учитель математики школы №1
г. Малоярославца:
- В каждом классе есть дети, для которых математика - сплошное мучение, и необязательно, что эти дети неуспешны. Математика любит вдумчивое, рациональное и спокойное к себе отношение. Требует внимательного прочтения текста, осознанного формулирования вопроса к учебной задаче. Математика приветствует аккуратность, полноту и разборчивость оформления решения. А мир у нас сейчас быстрый, информации - бесконечный поток, сделать надо много, а времени на это, к сожалению, не всегда хватает. К тому же дети приходят в школу с «клиповым» мышлением. Ребенку надо столько всего выучить, написать, принять участие в десятках мероприятий, что и глубоко вдумываться некогда, и сил на это нет. Хорошо, если есть заданный алгоритм решения. Не вникая глубоко в условие задачи, по ключевым словам, применяется предложенная схема. Для «тройки» (гуманитария) этого бывает достаточно.


Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА


В газете этот материал опубликован под заголовком "Привет от катетов и гипотенузы"