9 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Каждый раз как кот в мешке?

28.03.2024

Многие из нас предпочитают делать покупки на маркетплейсах. Преимущество в том, что не надо тратить много времени на посещение магазинов. Не выходя из дома, на экранах своих телефонов или компьютеров мы видим огромный ассортимент товаров, сличаем цены и выбираем наиболее приемлемый для нас вариант – покупку делаем в одно касание клавиши. Однако при таком выборе товара есть и недостаток: у нас нет возможности потрогать и осмотреть со всех сторон нужную вещь. Мы вынуждены доверять тем характеристикам, которые представлены в каталоге интернет-магазина. А они зачастую отличаются от того, что мы получаем в итоге. Сегодня поговорим о правах потребителей при покупке товаров на маркетплейсах. Для консультации мы пригласили заместителя начальника отдела по защите прав потребителей Управления Рос-потребнадзора по Калужской области Оксану Астахову.





 – Какие обращения поступают к вам от жителей области в связи с покупкой товаров на маркетплейсах и в интернет-магазинах?

 – Со стороны недобросовестных продавцов прослеживается тенденция к введению покупателей в заблуждение, поскольку до приобретения товара у потребителя нет возможности познакомиться с реальным качеством товара. Однако дистанционная торговля регулируется статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи.

 – Главный вопрос: можно ли вернуть товар, приобретенный дистанционно?

 – В Законе «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней либо в течение трех месяцев. Потребитель вправе отказаться от товара, в котором не было обнаружено недостатков, в течение семи дней с момента получения товара. При этом причины возврата законом не устанавливаются, то есть они могут быть любыми.

Но не все товары можно вернуть как товар надлежащего качества. В соответствии с пунктом 4 статьи 26.1 Закона «О защите прав потребителей» нельзя отказаться от товара, имеющего индивидуально-определенные свойства. Это означает, что данный товар был сделан индивидуально для потребителя и только он может его использовать. Например, изготовление обуви по меркам, которые предоставлены индивидуально, конкретным потребителем.

Имейте в виду, что при возврате некачественного товара продавцы или маркетплейсы не могут взимать или удерживать с вас денежные средства за доставку товара, поскольку законом на продавца возложена обязанность принять товар с недостатками и провести проверку качества, а также вернуть потребителю стоимость недоброкачественной вещи, если наличие недостатков подтвердилось.

Если потребителю доставлен товар ненадлежащего качества, а с него удержали деньги за его возврат, следует написать письменную претензию, которая составляется в свободной форме и направляется заказным письмом в адрес представителя торговли.

Если требования покупателя не будут удовлетворены продавцом в добровольном порядке, то вам надо обратиться в суд. При этом потребитель имеет право на компенсацию морального вреда, взыскание штрафа в 50 % от суммы, присужденной судом в его пользу.


Управление Роспотребнадзора окажет помощь как орган, дающий заключение по делу, так и в качестве истца. 
Дополнительные разъяснения можно получить по телефонам: 
8(4842)55-20-24, 55-72-74, 
а также по телефону Единого консультационного центра 
8 800 555 49 43 (звонок бесплатный).
Помощь в составлении письменной претензии либо искового заявления можно получить в Консультационном центре информирования и консультирования граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по вопросам защиты прав потребителей на базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области», телефон: 
57-11-81.


Материалы полосы подготовила 
Капитолина КОРОБОВА.
Фото Наталии Смирновой.