9 мая, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Пошли в поход, ребята!

21.03.2024

На областной стратегической сессии обсудили предложения, которые лягут в основу будущих региональных проектов в сфере детского туризма и краеведения.

Образование и воспитание

Тон дискуссии и обсуждению темы был задан министром образования и науки области Александром Аникеевым. Он обозначил главные аспекты вопроса.

 – Мы хотим сделать туристско-краеведческое движение в нашей области массовым. Вовлечь в него как можно большее количество школьников и прежде всего детей среднего и старшего возраста, – заявил министр, обращаясь к участникам сессии.

 На это мероприятие организаторы пригласили руководителей музеев и туристических объектов области, общественных организаций, директоров школ, советников руководителей образовательных организаций по воспитанию, педагогов дополнительного образования, руководителей школьных спортивных клубов, студентов педагогических специальностей.

 Важность этой темы, по мнению министра Александра Аникеева, заключается в том, что поход для ребят – это не просто движение и посещение новых мест, это прежде всего две главные составляющие – образовательная и воспитательная.Дети в процессе экскурсий узнают много нового о родном крае, учатся на лучших примерах исторических личностей и героических событий.

– Надо сделать туристическую деятельность интересной и современной, – подчеркнул министр. – Для организации детского туризма можно использовать идеи скаутинга как педагогической системы и системы внешкольного воспитания детей. Это поможет формировать долговременные игровые модели подготовки учеников к экспедициям. Мы очень рассчитываем на помощь «Движения первых» и советников директоров по воспитанию. Также надеемся, что школьные спортивные клубы сделают туризм одним из своих приоритетных направлений.

Туризм для ребенка — это лучший способ воспитать такие качества, как выносливость, самостоятельность, ответственность, собранность, упорство. Ведь только вдали от дома, вне комфортных условий, дети учатся преодолевать трудности и спокойно переживать мелкие неурядицы, и в этом тоже помогают совместные походы. - Тимофей Грачев.

Опыт из нашей истории

Термин «скаутинг» напряг некоторых слушателей. Им показалось, что это нечто заморское и неприемлемое в наших российских реалиях. На самом деле в России еще в начале прошлого века созданию подобных детских организаций способствовало царское одобрение Николая II. В основе воспитания скаутов лежал так называемый скаутский метод, одним из пунктов которого являлось воспитание на природе.

Участников движения привлекали романтика приключений, лесные лагеря, патрули, дежурства и задушевные беседы у костра, спортивные состязания. Принципы и практика скаутского движения – это рыцарство и патриотизм, важность физической подготовки, уверенности в себе, умение работать в команде, навыки выживания в трудных природных условиях походов.

В Обнинске образцово работает областная организация скаутов. На нынешней стратегической сессии о ее работе рассказал муниципальный координатор Тимофей Грачев. В рамках этого сообщества с ребятами занимаются организацией палаточных лагерей, проведением экспедиций, походов выходного дня, спортивных соревнований, туристических слетов, больших комплексных игр, тренингов, коллективных творческих дел, экологических акций. Этот опыт может стать образцом и примером для школ области.
Во многих школах такая работа ведется. Но ее необходимо сделать системной и всеобщей по области. Сами дети, безусловно, будут рады отправиться в походы, съездить на экскурсию. Другое дело, как к организации и новым нагрузкам отнесутся родители и школьные учителя, на плечи которых ляжет подготовка. Ведь чтобы обеспечить школьникам безопасность в походах и поездках, надо предварительно собрать много документов, достичь договоренности с разными службами и ведомствами.

Задачи поставлены

Настроить взрослых на эту работу – большая проблема. Однако задача министром поставлена, и она должна быть выполнена. А методическую и организационную помощь всегда можно получить у специалистов этой сферы, у которых сложился большой опыт работы. Речь об областном детско-юношеском центре туризма, краеведения и экскурсий. В Калуге он находится на улице Луначарского, 36. Здесь работают около 40 учебных объединений туристской, краеведческоЙ и физкультурно-спортивноЙ направленностей.

 Среди школьных общеразвивающих программ, по которым ведется обучение: «Юные туристы-краеведы», «Юные туристы-экологи», «Основы экскурсионного туризма», «Туристско-краеведческий медиацентр», «Туристы-скололазы», «Пешеходный туризм»... К слову, в период весенних каникул, с 25 по 29 марта, здесь возобновляет свою работу туристско-краеведческий клуб «Следопыт» для учащихся 1 – 5-х классов. В программе клуба – разнообразные мастер-классы, квесты, экскурсии, посещение выставок, спектаклей.
В помощь педагогам, которые задействованы в работе с детьми по теме познавательно-образовательного туризма, может послужить двухтомное учебное пособие «История Калужского края» и будущее пособие по географии нашей области, которое готовится к выпуску. К слову, с 2025 года в школах планируется введение единого курса «История родного края» для 5 – 7-х классов.

Хорошим подспорьем в работе будут итоги регионального конкурса «Место силы» по созданию туристических маршрутов. Конкурс стартует 28 марта. Участникам предлагается составить маршруты по трем направлениям: культурно-познавательному, патриотическому и этнографическому. Благодаря этому конкурсу будет сформирован банк образовательных маршрутов по нашей области.

Проект «Школьные познавательные маршруты», согласно рекомендациям регионального министерства образования, должен включать в себя развитие детских лагерей палаточного типа, проведение в школах туристических слетов, разработку игровых туристических квестов для начальной школы, план мероприятий по развитию туристско-краеведческой деятельности для каждой школы, создание туристических объединений в организациях дополнительного образования. Школьные спортклубы должны сделать туризм одним из направлений своей работы. 


Капитолина КОРОБОВА.
Фото министерства образования региона.