16 января, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

С барабаном и стамеской

14.03.2024

Николай своей жизнью опровергает утверждение о том, что истинный талант не может получить развитие в провинции. Он гордится тем, что родился и вырос в селе Березичи Козельского района. Именно эта земля всю жизнь питает его разностороннее творчество. 

Правнук княжеского садовника

Его вполне можно отнести к числу удивительных людей нашего региона. Именно благодаря Николаю Ксенофонтову село Березичи, бывшее имение князей Оболенских, получает сейчас широкую известность. Где бы ни выступал Николай с концертами, где бы ни проходили выставки его прикладного творчества, всюду он приво-зит с собой большой баннер, на котором написано: «Село Березичи». Он не стесняется своих крестьянских корней. У князей Оболенских служил садовником прадед Николая Ксенофонтова. Своему предку Николай даже посвятил одну из своих песен. Наверное, от прадеда у Ксенофонтовых зародилась любовь к древесине, вообще деревьям. 
В Березичах прошли детство и юность Николая. Здесь он полюбил музыку, а отец, колхозный плотник, Николай Ксенофонтов-старший, приобщил его к резьбе по дереву. Игрушечные автоматы в шестидесятые годы были большой редкостью на селе. А поиграть в войнушку мальчишкам хотелось. Поэтому Коля под присмотром своего отца и мастерил деревянные автоматы себе и своим друзьям. 

После школы было обучение в Калужском музыкальном училище, а потом ему пришлось взять в руки уже настоящий автомат. Служил в войсках связи в группе советских войск в Германии. 

- Но даже в армии в свободное время выступал в полковом ВИА и занимался резьбой по дереву, - вспоминает Николай. – Эти два любимых дела идут со мной всю жизнь параллельно. Что из них важнее? Важнее творчество, без него ничего не будет.   

После армии Николай искал свое место в жизни. Играл на барабанах и других инструментах в разных ансамблях в клубах, ресторанах, подрабатывал на танцах. Но сам он понимал, что все это было делом временным. Хотелось чего-то более основательного, тем более что накопились наброски собственных мелодий, было много творческих идей.

Жизнь в «Квартале»

Найти себя Николаю помогло знакомство с Артуром Пилявиным, музыкантом, композитором, основателем популярной московской группы «Квартал». Это знакомство состоялось на закате СССР, в 1991 году. И с тех пор в течение двадцати лет Николай был неизменным участником «Квартала», одним из его узнаваемых музыкантов, где он освоил не только все виды перкуссии, но и выступал аранжировщиком, бэк-вокалистом, композитором. 

«Квартал» исполнял свою ни на что не похожую музыку: джаз-рок, соул, фолк, фанк. Московской группа была лишь условно: Артур Пилявин – из Иркутска, ведущая солистка Татьяна Литвиненко – из Днепропетровска, Николай Ксенофонтов из козельского села… Были в «Квартале» и москвичи, но делали погоду именно провинциалы. «Парамарибо», «Там, на Таити», «Остров белых птиц», «Южный крест», «Ночной трамвай», «Снег» - к этим и многим другим популярным композициям «Квартала» приложил свой талант наш земляк Николай Ксенофонтов. Группа много гастролировала по России, СНГ, странам дальнего зарубежья, в том числе и в Швеции, где стала лауреатом международного рок-фестиваля в Стокгольме. В девяностые на всех выступлениях «Квартала» - аншлаги. Три концерта в день – это норма. Записи в студиях звукозаписи и на центральном ТВ, съемки в фильме «Витрина» вместе с популярными актерами Владимиром Толоконниковым и Олесей Железняк. Были совместные записи с первыми звездами отечественной рок-музыки, в том числе с Николаем Носковым, Валерием Сюткиным и многими другими. Но звездная болезнь Николая не коснулась. 

Вся эта жизнь круто поменялась после трагической гибели их лидера Артура Пилявина в автомобильной катастрофе в 2002 году. «Квартал» сохранился, продолжил записывать неизданные песни и хиты, которые оставил Артур. Но того творческого движителя, генератора идей в группе уже не было. Его отсутствие пытались заполнить другие музыканты, но тщетно. Без Артура в «Квартале» стали возникать творческие разногласия.

Николай продержался в группе до 2011 года. Дальше выступал сессионным музыкантом с известными исполнителями, помогал им записывать новые альбомы. Но хотелось реализовать себя в собственном творчестве. Поэтому Николай с женой Еленой решил вернуться в Березичи, в родительский дом. 

«Мураками» и «Календарь»

Старый дом нуждался в ремонте, сад - в уходе, двор - в благоустройстве. За все это и взялся Николай. Вспомнил и отцовское плотницкое дело, стал активно заниматься резьбой по дереву. Его особая страсть –  деревянные шкатулки, сундучки, ларцы. Первый такой сундучок он сделал на день рождения внучки, а потом уже не мог остановиться. Кроме сундучков и шкатулок изготавливает музыкальные ящики, маракасы и другие ударные инструменты. Все это богатство размещено в беседке, которую Николай называет «Мураками», чтобы, как и писатель, ставший культурным символом Японии, это место притягивало к себе всех творческих людей. Так и вышло. Его беседка уже давно превратилась в некий культурно-просветительский центр, который собирает музыкантов, актеров, писателей, художников, композиторов. Здесь рождаются новые творческие проекты, которые потом воплощаются в жизнь. Один из таких проектов –  группа «Календарь», созданная при участии Николая Ксенофонтова, вокруг которой собрались козельские музыканты-ровесники и единомышленники. Возможно, это продолжение или второе рождение такого дорогого для Николая «Квартала». Впрочем, «Календарь» имеет свое оригинальное лицо, свой стиль, свою публику. 

А еще Николай мечтает создать на базе своего «Мураками» туристский центр, чтобы все желающие могли окунуться в его богатый творческий мир. «Мураками» продолжает строиться, расширяться, прирастать новыми идеями...

...А Николай продолжает жить и творить. На днях в Козельске прошла выставка его прикладного творчества «Все земное стало странным», собравшая сотни поклонников его творчества. Останавливаться, переходить на заслуженный отдых он не собирается. Как творческому человеку, ему нужно постоянно получать новую энергию, а потом транслировать ее окружающим. Эта энергия движет им всю жизнь. 

Игорь ФАДЕЕВ.
Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА и из архива Николая Ксенофонтова.