Десять километров Саланга
15.02.2024
Никогда не жалел Саланг ни путников, ни коней – хлестал ветрами, бросал пригоршни пыли в глаза, сыпал под ноги камни со склонов гор… 21 месяц Сергей ЖУЛЬКОВ водил свой грузовик по серпантинам сурового перевала. Эти 10 километров дороги – от города Джабаль-ус-Сирадж изучил до мельчайших деталей. Сегодня показывает их в масштабе 1:200 посетителям калужского Музея локальных войн и военных конфликтов. – Стоишь у макета и чувствуешь, будто снова оказался там, в Афгане. Все, что было, встает перед глазами – наши колонны, идущие через Саланг, подбитая техника на обочинах, секреты и танки на склонах гор. Вон та тонкая ниточка, идущая вдоль дороги, – трубопровод. Я был одним из тех, кто отвечал за его безопасность и бесперебойную работу, – говорит Сергей Викторович. В канун Дня памяти воинов-интернационалистов вместе с ним мы отправимся на три десятка лет назад. С черно-белого фото сморит молодой солдат в форме-«афганке» – рядовой Сергей Жульков. Год 1987-й.
Стать настоящим «трубачом»
«Трубачами» в просторечии называют бойцов трубопроводных войск. Это особая военно-инженерная структура, в задачи которой входит подача пресной воды или топлива на большие расстояния. «Трубачи» подавали горючее в блокадный Ленинград, советским войскам в Афганистане, поили водой Крым, блокированный Украиной.У калужанина Сергея Жулькова и его товарищей позади три месяца учебки в армянском Кировокане – тренировки, стрельбы, марш-броски в горной местности. На приписном свидетельстве «Команда 20-А». Литера «А» – Афганистан. Здесь ему предстояло служить водителем в трубопроводных войсках.
В августе 1986 года на грузовиках пополнение – солдат-срочников привезли в приграничный Термез. 300 метров по мосту через Амударью. Через три года по нему 40-я армия покинет Афганистан, перевернув еще одну страницу истории. А пока ребята пытались приоткрыть брезент кузова, посмотреть: какой он, Афган?
– Когда нам рассказывали об афганской войне в учебной части, было страшно. Но как только переехали на чужой берег, возобладало любопытство. Нас привезли на КП первого батальона. Здесь мы остались на ночлег. Вечером какой-то фильм крутили. Место открытое, в горах звуки автоматных очередей, трассеры летят, жаркий воздух. Необычно. Мы были очень молоды. Понимали, что идет война, но не воспринимали ее так трагично, – вспоминает Сергей Жульков.
Пару месяцев пробыл он в городе Пули-Хумри, где располагался арсенал 40-й армии, бригада обеспечения. Затем его направили на Саланг. Здесь проходила важнейшая транспортная артерия, связывавшая Кабул с Термезом, полевой магистральный трубопровод.
«Кровь» войны
Бензин, керосин, дизельное топливо – без этой «крови» не взлетят «вертушки», не двинутся с места автомобили, БТРы, танки. Железных дорог в Афганистане практически не было. А бензовозы-«наливники» сразу стали желанной целью для душманов. Тогда командование приняло решение прокладывать трубопроводы. Рискуя жизнью, советские солдаты тянули эти линии через горные массивы, обеспечивали их работу.На макете крохотные фигурки цвета хаки у темного пятна рядом с трубопроводом. Остановился КамАЗ, на горные склоны направлена зенитка.
– Произошел подрыв трубопровода, аварийная группа устраняет эту диверсию. В таких случаях я на своем КамАЗе выезжал с ребятами под прикрытием бронетехники. Духи делали все, чтобы горючее не доходило до наших войск. Пробивали трубопроводы. Аппаратура показывала – давление падает, идет утечка! Прибываем на место, а душманы уже ждут в засаде.
Часто они минировали трубы, поэтому сначала работал сапер, потом приступали ремонтники. Я и им помогал, и за ситуацией следил. Но, если попали в засаду, БТР тормозит, мы тоже выбегаем из машины, занимаем позиции и открываем огонь по точкам, откуда нас обстреливают. Как-то поехали мы рано утром без сопровождения бронетехники. Рассветало, нас начали обстреливать очередями с гор – по четыре простых патрона и один трассер (светящийся). Когда в темном небе видишь, как они летят к тебе, жутковато становится, – рассказал Сергей Жульков.
На горных серпантинах любой камень мог таить опасность, обочины часто минировали, а то и оставляли начиненные взрывчаткой магнитофоны, игрушки – вдруг какой-то шурави соблазнится. Водители всегда были начеку. С собой бронежилет, автомат.
– Автомат у меня был вот этот – АКС (автомат Калашникова со складным прикладом. – Авт.). За сиденье можно положить. Еще вот такую сумку брал с собой – в ней магазины с патронами, спарка от пулемета перемотана изолентой, чтобы перезаряжать и больший объем патронов был, гранаты, – показывает Сергей Викторович макеты оружия из музейной экспозиции.
Один настоящий поражающий элемент из фосфорного снаряда он хранит на память об Афгане. В гарнизоне нес караул на своем участке – 50 метров от казармы до радиоузла. Вечерело. С полуденных плюс 40 температура упала до плюс 20. Даже в бушлате и бронежилете пробирал озноб. Вдруг раздался пронзительный свист. Сергей закричал: «Тревога!», бросился в укрытие, накрылся бронежилетом. Не прошло и минуты, как взорвался боеприпас. Дым, пламя. Везде лежали «дротики» со спичку величиной. Увечья можно было получить страшные. Бог сохранил.
– Линии фронта там как таковой не было. Вся местность простреливалась одинаково. Война кругом, – подчеркнул Сергей Жульков.
Горное очарование
До Афганистана он ни разу не был в горах. Отец умер рано. Мама растила их с младшей сестренкой одна. Каникулы чаще всего проводили дома, в Калуге. После школы Сергей поступил в профтехучилище на сварщика, а еще занимался на курсах ДОСААФ – учился водить автомобиль. Для ребят 80-х годов прошлого века – мечта!Служба заставила много колесить по горным афганским дорогам – возил боеприпасы, стройматериалы, продукты.
КамАЗ 43-10 казался настоящим болидом – быстрым, маневренным. Виды за стеклом удивляли, завораживали – склоны в суровых морщинах, заснеженные пики, аулы, где домишки цвета охры практически сливаются с сухой землей, стойкие арчовые деревца, растущие наперекор палящему солнцу, морозу и ветру.
Стоило заехать в населенный пункт, машину шурави облепляли ребятишки – вскакивали на подножки, лопотали по-своему и норовили что-нибудь стащить у зазевавшегося водителя. У некоторых бывало, что даже стоп-сигналы с грузовиков откручивали. Приходилось быть осторожным – автомат пристегивать, вещи убирать подальше. Но в целом отношения с местным населением были хорошие.
– С тех времен я влюбился в горы. Меня афганские пейзажи настолько впечатлили, что я бы хотел поехать туда, – говорит Сергей Викторович.
Он вернулся домой в мае 1988 года. После песка и камней свежая зелень, цветущая сирень, порхающие птицы казались райским садом. Не удержался – разулся и пошел босиком по траве.
БМВ
Боевая машина времени (БМВ) – первое, что пришло в журналистскую голову, когда открывали в 2019 году в Калуге, в доме на Николо-Козинской, Музей локальных войн и военных конфликтов (материал потом так и назвали): https://kgvinfo.ru/novosti/obshchestvo/boevaya-mashina-vremeni/). Он стал настоящим народным проектом. В создании участвовали ветеранские организации, те, кому довелось служить в горячих точках. Приносили все, что сохранилось в личных архивах – фотографии, документы, обмундирование, разные памятные вещи. Макет Саланга сделали учащиеся Калужского областного колледжа культуры под руководством преподавателя Елены Рябининой.– Много сделал для нашего музея Константин Бурин. Мы с ним вместе призывались из Калуги. Он тоже служил в трубопроводных войсках. В частности, вместе мы искали фотографии, чтобы во всех подробностях воссоздать кусочек Афганистана в миниатюре, – отметил Сергей Жульков.
Он сам активный участник ветеранского движения, член «Боевого братства», в свободное время волонтер – на добровольных началах проводит экскурсии в музее. Радуется, когда видит в глазах посетителей, особенно молодых ребят, интерес к истории, и расстраивается, если люди проводят время, уткнувшись в телефоны.
– Пережитое заставило нас быстрее повзрослеть. Когда вернулся домой, стал понимать, что такое на самом деле Родина, что такое мама. Начал ценить каждый прожитый день, – поделился Сергей Жульков.
Боевая машина времени движется не только в прошлое. В Музее локальных войн и военных конфликтов готовится экспозиция, посвященная специальной военной операции.
Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Фото Георгия ОРЛОВА.