Коллекторам поставили на вид
15.02.2024
Причина – изменения, внесенные в Федеральный закон №230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». Они предусматривают более строгие требования к работе агентств, контроль со стороны государства, а также возможность обжаловать действия кредиторов в судебном порядке. Более подробно о новых правах и обязанностях сборщиков долгов и их подопечных рассказала на пресс-конференции заместитель начальника областного Управления Федеральной службы судебных приставов Татьяна Кондрашова.
Единые правила для всех
Новая редакция закона ограничила круг организаций, имеющих право заниматься взысканием просроченной задолженности, – это банки, микрофинансовые организации и коллекторские агентства. Для осуществления легальной работы все эти организации должны быть зарегистрированы в едином реестре ФССП, сформированном на основании данных Банка России. Также определен единый для всех четкий порядок их взаимодействия с должниками.
Службе судебных приставов это даст больше возможностей для контроля и позволит оперативнее реагировать на выявленные нарушения. Помимо привлечения слишком рьяных коллекторов к административной ответственности она получила право ограничивать взаимодействие кредитных организаций с должниками. Например, если выявлено, что тот или иной банк чрезмерно допекает клиента телефонными звонками, визитами коллекторов, смс-сообщениями либо допускает другие нарушения, приставы вправе сократить количество таких контактов.
Новые возможности
В законе добавлен еще один вариант взаимодействия кредиторов с должниками – путем направления электронных сообщений через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом должник должен подтвердить свое согласие на получение этих уведомлений. В данном случае тоже введены ограничения – не более двух сообщений в месяц по каждому долгу.
Еще один нюанс, внесенный федеральным законом: кредитор должен в течение пяти дней уведомить должника о привлечении к взаимодействию с ним третьих лиц, то есть профессиональных коллекторов. Раньше этот срок составлял 30 дней. Фактически гражданин узнавал о привлечении коллекторов от самих коллекторов. Теперь же его уведомит об этом банк или микрофинансовая организация.
Значительно упростилась процедура отзыва должником согласия на взаимодействие с кредитной организацией или коллекторами. Раньше уведомление направлялось по почте либо через нотариуса. Сейчас достаточно направить заявление об отказе от взаимодействия посредством электронной почты, которая официально указана либо в кредитном договоре, либо на сайте организации.
Все разговоры будут записаны
Раньше при обращении к судебным приставам с заявлением о том, что банк или коллекторское агентство беспокоит его звонками или ведет себя некорректно, заявитель должен был подтвердить свои доводы доказательствами. Например, записать разговор, представить скрин сообщений и любую другую информацию, позволяющую выявить факт нарушения.
Кредитные организации, напротив, не должны были вести запись переговоров с должниками. Теперь закон возложил на них эту обязанность. Для этого все они должны обладать специальным программным обеспечением.
Отказать в предоставлении записей переговоров судебным приставам кредитные организации не имеют права. Но для установки программ им предоставлена небольшая отсрочка до 5 августа текущего года, которая позволит обеспечить полное соответствие новым требованиям.
Общение с роботом
Многие микрофинансовые и коллекторские организации прежде использовали для общения с должниками неопознаваемые телефонные номера, звонки с которых осуществлялись автоматически и не учитывались в процессе взаимодействия. Сейчас в законе появилось понятие «автоматизированный интеллектуальный агент». С помощью этого программного обеспечения должно осуществляться все телефонное взаимодействие коллекторского агентства с клиентом: разговоры и передача ему голосовой информации о задолженности. При общении с роботом-коллектором должнику в обязательном порядке должна быть предоставлена возможность переключиться на общение с «живым» сотрудником организации. Ее отсутствие является нарушением.
В чем преимущество взаимодействия с роботом? Самое главное, он не в состоянии оказывать психологическое давление на человека. Не станет повышать голос или использовать какие-то грубые выражения, что, безусловно, смягчит психологическую нагрузку при общении. Переговоры с роботом тоже обязательно должны записываться, а их частота – не превышать установленные федеральным законом ограничения.
А как у нас?
В настоящее время в реестре ФССП России состоят три коллекторские организации, зарегистрированные на территории Калужской области.В прошлом году служба судебных приставов региона получила более 300 обращений от граждан по вопросам взаимодействия с кредитными, микрофинансовыми и коллекторскими организациями.
В результате их рассмотрения установлено 55 нарушений, по которым составлены административные протоколы. Общая сумма наложенных на микрокредитные организации штрафов превысила 2 млн рублей.
Кстати
Федеральным законом с 2019 года установлены четкие временные и количественные нормы взаимодействия коллекторов и кредитных организаций с должниками. В рабочие дни оно ограничено временем с 08.00 до 22.00, в выходные и праздничные дни – с 09.00 до 20.00.
Допустимое количество звонков должнику не должно превышать двух в неделю и восьми в месяц. Количество текстовых и голосовых сообщений – не более двух в сутки, четырех в неделю и 16 в месяц. Лично приходить к должнику коллекторы могут не чаще одного раза в неделю.
Гражданин может отправить в офис организации письменное заявление на запрет телефонных переговоров и личных встреч. В этом случае сборщики долгов должны уведомлять клиента о задолженности в письменной форме.
Наши рекомендации
При совершении любых неправомерных действий со стороны коллекторов или кредиторов:
1. Зафиксируйте нарушение посредством видео- или аудиозаписи, фотографий текстовых сообщений, детализации телефонных разговоров или другим доступным для вас способом. По возможности укажите дату и время совершения противоправных действий.
2. Сообщите об этих фактах в отдел УФССП России по Калужской области, приложив к своему обращению документы и материалы, содержащие в том числе сведения о долговых обязательствах, наименование коллектора или кредитора, данные лиц, которые осуществляли с вами взаимодействие, ваши полные контакты для связи.
Обратиться к калужским судебным приставам можно одним из следующих способов: посредством письменного обращения, через интернет-приемную на официальном сайте управления (r40.fssp.gov.ru), через портал Госуслуг или в ходе личного приема.
Контактные телефоны колл-центра: 8(4842) 73-29-12 и 54-24-69
При совершении любых неправомерных действий со стороны коллекторов или кредиторов:
1. Зафиксируйте нарушение посредством видео- или аудиозаписи, фотографий текстовых сообщений, детализации телефонных разговоров или другим доступным для вас способом. По возможности укажите дату и время совершения противоправных действий.
2. Сообщите об этих фактах в отдел УФССП России по Калужской области, приложив к своему обращению документы и материалы, содержащие в том числе сведения о долговых обязательствах, наименование коллектора или кредитора, данные лиц, которые осуществляли с вами взаимодействие, ваши полные контакты для связи.
Обратиться к калужским судебным приставам можно одним из следующих способов: посредством письменного обращения, через интернет-приемную на официальном сайте управления (r40.fssp.gov.ru), через портал Госуслуг или в ходе личного приема.
Контактные телефоны колл-центра: 8(4842) 73-29-12 и 54-24-69
Алексей ГОРЮНОВ. Фото Георгия ОРЛОВА и с сайта iz.ru.