24 ноября, Воскресенье
г. Калуга, ул. Марата 10

А вы видели самоцветную икону?

18.01.2024

Мы много раз рассказывали об изюминках в области: водопадах и пещерах, памятниках техники вроде водонапорных башен и целых заводов, удивительных часовнях в форме пирамид… Обычно подобное отыскивается в достаточно глухих уголках, и уж менее всего ожидал я увидеть диковинку в достаточно известном православном храме. В последние годы частенько мне попадались упоминания о «яшмовом поле», покрытом «плиткой из уральского камня» в храме Преображения Господня, что в Нижних Прысках Козельского района. Все они очень краткие и на малопопулярных веб-ресурсах, в серьезных научных статьях, посвященных истории и памятникам этого села,  ничего подобного не было, но… от этого села и его храма всего можно было ожидать.

Село с историей

Нижние Прыски стоят в ряду известных «дворянских гнезд», знаменитых своими усадьбами, таких как Авчурино, Павлищево, Троицкое… Одно перечисление фамилий владельцев здешних земель заставляет неровно дышать любого фаната истории и генеалогии: Щербачевы, Ртищевы, Россет, Бахметьевы! С конца XVIII века и до революции владельцами села были Кашкины – богатый род, корнями восходящий к греку Кассини из свиты жены Ивана III – византийской царицы Софьи Палеолог! Еще сильнее впечатляет список гостей имения: Нижние Прыски в нескольких километрах от Оптиной Пустыни – соответственно почти все именитые паломники знаменитого монастыря, от Гоголя и Толстого до членов августейшей фамилии, миновать его не могли (а в наше время здесь останавливался Алексий II). Под стать положению владельцев была и усадьба: трехэтажный дом, фактически дворец, с садом. Храм также входил в комплекс. Проектировавший его П.Р. Никитин (тот самый автор «высочайше апробированного плана Калуги») даже отклонил алтарь вопреки канонам с линии восток – запад, дабы не нарушать общей гармонии. Увы, от главного дома и служебных построек усадьбы ничего не осталось, а вот храм Преображения Господня не только уцелел в советские годы, но и почти все время оставался действующим. Словом, про Нижние Прыски написано много, но, повторю, про «яшмовый пол» в авторитетных источниках я не припомню. Что ж, попробуем разобраться на месте.

Ошибочка вышла!

 – Должен вас разочаровать, – сразу сказал нынешний настоятель храма иерей Тихон (Худяков). – Яшмового пола у нас нет. И никогда не было. Не вы первый, нередко паломники и туристы про него спрашивают. Об этом кто-то из козельских экскурсоводов написал, не знаю, на каком основании. Пол у нас был из керамической плитки, причем изготавливали ее здесь же, в Прысках. Вот я вам покажу, – продемонстрировал батюшка оставшиеся после ремонта фрагменты. – А в некоторых местах вставки из белого камня, мраморовидного известняка Тульской области. Это уже современная…

  Отец Тихон оказался очень увлеченным и любознательным человеком, с интересами, далеко выходящими за рамки чисто церковной истории. По его инициативе изданы красочные книжицы, посвященные прошлому и настоящему этих мест, создается небольшой музей. Настоятель показал родовую усыпальницу владельцев усадьбы, некрополь с резными каменными надгробиями у храма, поведал про внутреннее убранство. Здесь сохранились оригинальные росписи и иконостас. Подвел к особо чтимым прихожанами иконам и сказал:

   – Самоцветного пола у нас нет, но есть икона Преображения Господня работы Денисова-Уральского!

Обретение и перспективы

Самоцветная икона появилась в Прысках совсем недавно. Как пояснил отец Тихон, найдена она была в 1990-х годах в Калуге:

   – Тогда велись работы в помещениях Епархиального управления, только что возвращенных РПЦ, тех, что возле городского парка Калуги. При расчистке полуподвала и нашли образ. Была икона в печальном виде: отдельно рамка, часть камней и фигур… Когда в управление приехал тогдашний настоятель нашего храма, освященного в честь Преображения Господня, о. Леонтий Никифоров, икону передали ему. Приведенная в порядок, какое-то время она не привлекала особого внимания, а потом московские паломники, сведущие в геологии, объяснили, с чем мы имеем дело, написали названия камней…

Певец уральского камня

Интерес (проще говоря, мода) к камням-самоцветам в России переживал взлеты и падения. Известная волна пришлась на Екатерининское время, большая часть сказов Бажова посвящена ему. Затем мода поутихла, а в конце ХIХ – начале ХХ века тренд на изделия из них возник вновь. И связан он с двумя энтузиастами камнерезного дела. Имя первого – Фаберже – достаточно известно, а вот второй подзабыт...

  «5 марта 1916 года в Петрограде открылась выставка известного художника и ювелира, собирателя самоцветных камней Урала Алексея Козьмича Денисова-Уральского... Посещение выставки стало считаться в столичном свете патриотичным. В центре каждой комнаты стояли стеклянные витрины с небольшими скульптурными группами из лучших уральских самоцветов: белый медведь из лунного камня, редкого по красоте, сидел на льдине из селенита, как бы защищая трехцветное знамя из ляпис-лазури, красной яшмы и мрамора... Дальше британский лев золотисто-желтого кошачьего глаза, стройная фигурка девушки-Франции, исполненная из удивительно подобранных оттенков амазонита и яшмы... Искусство художника-камнереза было поразительным, не меньше восхищало редкостное качество камней, из которых были сделаны фигурки... В витринах-столиках сверкала нетронутая природная красота: сростки хрусталя, друзы аметиста, натеки малахита... Горки, издавна прославившие екатеринбургских мастеров, особенно удавались Денисову-Уральскому и шли нарасхват», – так описывал работы камнереза писатель-фантаст и профессиональный геолог и палеонтолог И.А. Ефремов в «Лезвии бритвы». В этом написанном в начале 1960-х романе по понятным причинам не упомянуты иконы из самоцветов мастерской Денисова-Уральского, хотя в свое время они славились не меньше других работ камнереза.

КСТАТИ

   Изготавливали насыпные, или наборные, иконы из цветных камней-самоцветов уральские мастера и до Денисова (будущего Уральского), но всегда это были штучные изделия, довольно дорогие. Источники расходятся о числе сохранившихся самоцветных икон. По-видимому, точного учета их нет, но вряд ли их больше нескольких десятков, причем это оптимистичная оценка. И вот одна из них – в провинциальном, в общем-то, храме Калужской области!

Сейчас данная насыпная икона известна не только местным прихожанам, но и верующим других регионов. Но это редкое и необычное в наши дни произведение искусства будет интересно и людям светским! Не нужно придумывать никаких «яшмовых полов» – достаточно внимательнее оглядываться вокруг. В тех же Нижних Прысках на кладбище стоит часовня XIX века. Скромная, но исторических часовен у нас уцелело очень мало. За селом – река Жиздра с чудесными песчаными пляжами, а перейдя ее вброд, попадем к озерам-старицам с реликтовыми водными растениями: чилимом и сальвинией. Это единственное место их произрастания в области. Отсюда уже и до Оптиной Пустыни по полевой дороге недалеко. Готовый туристический маршрут. Не находите?

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦЫН. Фото автора.