На санях в историю
28.12.2023
Слышите в воздухе перезвон бубенцов? Это Дед Мороз вовсю мчит к нам на своих волшебных санях! В Тарусе он просто обязан задержаться подольше — ведь здесь собрана редчайшая коллекция саней, санок и саночек из разных уголков России. Много лет подряд тарусянин Алексей Калмыков увлекается этим старинным видом транспорта, бережно реставрирует сани и собирает истории, с ними связанные. А на новогодних праздниках в городе на Оке пройдёт фестиваль старинных саней из его собрания.
Меня давно интересует не только история использования саней, но и процесс их создания. В разных регионах России сани изготавливались из разных пород дерева и не только. К сожалению, дерево — материал недолговечный. Я приобретаю сани и возвращаю им их внешний вид. Процесс занимает много времени, но это единственный способ сохранить наше культурное наследие для будущих поколений.
Алексей КАЛМЫКОВ.
Слышите в воздухе перезвон бубенцов? Это Дед Мороз вовсю мчит к нам на своих волшебных санях! В Тарусе он просто обязан задержаться подольше — ведь здесь собрана редчайшая коллекция саней, санок и саночек из разных уголков России. Много лет подряд тарусянин Алексей Калмыков увлекается этим старинным видом транспорта, бережно реставрирует сани и собирает истории, с ними связанные. А на новогодних праздниках в городе на Оке пройдёт фестиваль старинных саней из его собрания.
Разные, прекрасные
Первыми появились детские санки, резные, ручной работы. Потом кто-то принёс старые полусгнившие полозья, которые он восстановил. Потом санки начали отдавать знакомые — «посмотри, ты же увлекаешься». А через какое-то время Алексей на своей «Ниве» с прицепом начал привозить сани в Тарусу из разных мест. На выходных и во время отпусков он ездит за санями, а потом приводит их в порядок, одновременно присматривая «новые-старые» экземпляры. Они нашлись уже в десятках городов и сел — Архангельск, Мурманск, Брянск, Ростов, Чебоксары, Вологда, Подмосковье... Этим летом в коллекции появились великолепной сохранности европейские конца XVIII века. Есть финские сани и сани из стран бывших союзных республик.
Сейчас частная коллекция Алексея Калмыкова насчитывает несколько сотен раритетов и является предположительно самой большой в России, а возможно, и в мире. Только представьте: сани грузовые, пассажирские, крестьянские, купеческие, городские, деревенские. Под одну лошадку и под тройку. Простые суровые дровни и кукольные саночки величиной с ладонь. Сани спортивные бобслейные и тягачи, возившие в годы Великой Отечественной войны снаряды для фронта. Все они разных эпох, конструкций и назначения.
Однажды пожилая женщина передала Алексею санки из блокадного Ленинграда. На них она в детстве возила дрова и ледяную воду из Невы. Санки помогли ей выжить в страшное время, она берегла их всю жизнь. На одних из санок паренек с Севера добирался каждый день за несколько километров в школу. В них он запрягал свою собачку – ездовую лайку. Мальчик повзрослел, а теплые воспоминания остались. Есть в коллекции и сани, в которых родился человек! Его маму не успели довезти до сельского фельдшера. Роды пришлось принимать посреди заснеженного леса, прямо в санях. Таких жизненных историй от хозяев саней Калмыков слышал немало, и каждая для него очень ценна.
Получается, что сани — не просто бытовой вид транспорта, когда-то имевшийся в каждой семье. Они могут рассказать про саму жизнь, про наше общее прошлое, и заслуживают, по мнению Алексея Калмыкова, самого уважительного к себе отношения.
Сани из Московской области. 90-е годы XX века. Сани из Узбекистана. 70-е годы XX века. Сани из Татарстана. Середина XX века.
Вспомнить всё
Куратор фестиваля старинных саней в Тарусе, психолог и журналист Александра Яковлева, изучает историю русских саней. На новогодних праздниках она будет вести авторские экскурсии, где гости узнают о них много интересного. Это древнейший вид сухопутного транспорта на земле. Прообраз саней-волокуш появился еще у первобытных людей. Оказывается, сани существовали и в Древнем Египте, где никогда не бывает снега. Задолго до изобретения колеса древние цивилизации пользовались санями. Перемещали их где угодно — по земле, по песку, по лесным тропинкам и болотам.
Но для русского человека сани — это, конечно, транспорт исконный, родной. В старину на Руси существовало множество обрядов и традиций, связанных с санями. Масленичные катания, богато украшенные свадебные поезда и даже похороны на санях. Причем сани очень долгое время считались более престижным видом транспорта, чем колесные повозки. Чтобы подчеркнуть значимость события, в них пересаживались и в теплое время года. Так, царь Алексей Михайлович отправился летом на богомолье в санях, запряженных восемью парами лошадей. В санях на службу и зимой и летом прибывали архиереи.
На знаменитой картине Сурикова боярыня Морозова сидит в розвальнях. И это — грузопассажирский транспорт для простолюдинов. В обычной жизни таких саней не коснулись бы полы ее шубы, но боярыню на картине везут именно так. Замысел художника подчеркивает ее опальное положение. А пушкинский «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...»? В нескольких строфах поэт назвал три типа русских саней. Дровни для перевозки дров, кибитку — крытую повозку на полозьях, часто почтовую, и детские санки, с которыми бегает дворовый мальчик.
– Мы знаем эти слова, но что конкретно они означают, забыли. Когда появились автомобили, сани стали не нужны. Хотя, они и сейчас используются в некоторых регионах — лучше саней для зимы еще ничего не придумали, но в большинстве своем старинные сани исчезли. В нашей культуре они не были приравнены к произведениям искусства, не получили охранного статуса как народный промысел. Шансов выжить не оказалось, это вещь бытовая, совершенно обыденная. Срок жизни у них небольшой, дерево портится. История русских саней богатая, очень красивая, но, к сожалению, практически утраченная, – говорит Александра Яковлева.
Цифра
Всего в частной коллекции Алексея Калмыкова порядка 400 саней из разных регионов страны.
Всего в частной коллекции Алексея Калмыкова порядка 400 саней из разных регионов страны.
Нужна своя крыша над головой
Сани верно служили нам на протяжении веков, но редко у кого дожили до сегодняшнего дня. Тем ценнее то, что делает Алексей Калмыков и его единомышленники. Фактически он спасает сани из небытия, иначе догнивали бы они по сараям и амбарам или их выбросили бы за ненадобностью. Фестиваль в Тарусе призван привлечь внимание к русским саням как к уходящему искусству и нашему историческому наследию.
Огромное количество экспонатов невозможно разместить сразу в одной точке. Таких мест в Тарусе просто нет. А ведь саням, как и людям, нужна своя крыша над головой. Пока они хранятся у Алексея по всему городу в разных, как он говорит, секретных местах. Это чердаки и сараи, склады и гаражи знакомых — там, где сухо и сохранности дерева ничто не угрожает. И вообще эта история чисто добровольческая и строится на энтузиазме увлеченных людей. Потому что тратить столько времени, сил (физических тоже, сани могут поднять минимум три грузчика) и средств на старые сани может только человек, искренне любящий то, чем занимается.
Сегодня в нашей Калужской области собрано настоящее сокровище, коллекция, которой нужно определить достойное место и сделать ее доступной для всех. Но пока о создании в Тарусе музея русских саней можно только мечтать. А ведь такой музей мог бы стать украшением нашего региона —столько уникальных саней, собранных вместе, вряд ли где-то увидишь. Познакомиться с санями, почувствовать их старинную душу и, может быть, вспомнить для себя что-то очень теплое и родное можно будет на фестивале в Тарусе этой зимой. Уже сейчас он стартовал на площадке в саду Ракицкого.
На выставке-форуме «Россия» на ВДНХ павильон Калужской области украшают тарусские сани из коллекции Алексея Калмыкова. Сани 30-х годов прошлого века, очень простые и фактурные, изготовил неизвестный мастер. Как рассказала хозяйка сада и Дома-музея Ракицкого в Тарусе, дизайнер Евгения Жданова, их установили, чтобы показать повседневный быт крестьянина и напомнить о том, что это старинное транспортное средство было рядом с человеком и помогало ему на протяжении всей жизни.
Фестиваль старинных саней в Тарусе пройдёт с 30 декабря по 8 января одновременно в нескольких локациях:
Сад Ракицкого, ул. Шмидта, 38.
Вход в рамках экскурсий ежедневно в 13.00 и 15.00.
Школа искусств, ул. Карла Либкнехта, 15, в помещении исторического подвала.
Вход бесплатный, с 13.00 до 16.00.
Каждый час в рамках экскурсий.
Сад искусств (уличное пространство).
Доступ круглосуточно.
Кафе «Голубчики», ул. Ленина, 22.
Ежедневно с 9.00 до 21.00.
Welna Eco Spa Resort, Серпуховское шоссе, 69.
Бар «Библиотека» и Конференц-зал.
Авторская экскурсия от куратора фестиваля 30 декабря и 2 – 8 января в 11.30.
Сад Ракицкого, ул. Шмидта, 38.
Вход в рамках экскурсий ежедневно в 13.00 и 15.00.
Школа искусств, ул. Карла Либкнехта, 15, в помещении исторического подвала.
Вход бесплатный, с 13.00 до 16.00.
Каждый час в рамках экскурсий.
Сад искусств (уличное пространство).
Доступ круглосуточно.
Кафе «Голубчики», ул. Ленина, 22.
Ежедневно с 9.00 до 21.00.
Welna Eco Spa Resort, Серпуховское шоссе, 69.
Бар «Библиотека» и Конференц-зал.
Авторская экскурсия от куратора фестиваля 30 декабря и 2 – 8 января в 11.30.
Ольга Коленова.
Фото автора
и Александры Яковлевой.