Воспитать одинаково разных
14.12.2023
Одна из главных проблем в сфере образования в последние годы – обучение, адаптация и социализация детей-мигрантов, число которых растет. Жизнь показывает, что половина детей с миграционной историей, и граждане России, и те, кто еще не получил гражданство, знают русский язык плохо или не знают его совсем. Это вызывает большие проблемы при обучении таких детей в школах. Возможно, необходимо внести изменения в законодательство так, чтобы закон требовал обязательного обучения русскому языку до того, как ребенок поступает в школу. Такой подход, кстати, поддерживают в Совете по правам человека при президенте РФ. Еще одно решение вопроса предложили в Госдуме – рассредоточить не говорящих по-русски детей по разным школам, чтобы в каждом классе их было не больше 10 процентов от общего числа учеников.
Хочу поблагодарить руководство Калужской области, лично главу региона Владислава Шапшу за оказанную поддержку в организации всероссийского совещания по вопросам обучения, адаптации и социализации детей иностранных граждан в школах. Это очень важно, когда есть такой регион в России, который готов на своем примере анализировать в том числе и проблемные моменты и понимать, как должны быть пересмотрены наши совместные подходы к работе в этом направлении.
Лариса Фальковская.На всероссийском уровне
Об этом, в частности, шла речь на Всероссийском совещании «Адаптация и социализация несовершеннолетних иностранных граждан в образовательной среде: проблемы, традиции, перспективы», которое прошло в Калуге. В нем приняли участие представители Министерства просвещения РФ, Федерального агентства по делам национальностей, МВД, Генпрокуратуры, руководители образовательных организаций. В конференц-зале Дворца спорта «Центральный» собрались специалисты из 25 регионов, также около тысячи человек участвовали в семинарах в дистанционном формате.С основными докладами выступили директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения Лариса Фальковская и министр образования и науки области Александр Аникеев. Лариса Фальковская отметила, что всероссийская конференция – профессиональный разговор по решению чувствительного вопроса, связанного с социализацией и адаптацией детей иностранных граждан, а также вопросов, касающихся безопасности.
ЦИФРЫ
На данный момент в школах региона учится около 4 тыс. детей иностранных граждан, что составляет примерно 3,4 процента от общего числа учеников.
Среди воспитанников детских садов – 1,1 тыс. детей-мигрантов.
Наибольшее число детей-инофонов обучается в Жуковском, Боровском, Малоярославецком, Дзержинском районах, а также в Обнинске и Калуге. В регионе 32 школы, в которых доля детей иностранных граждан составляет более 10 процентов. В девяти школах (в основном сельских) количество детей, для которых русский язык не является родным, – от 25 до 50 процентов.
На данный момент в школах региона учится около 4 тыс. детей иностранных граждан, что составляет примерно 3,4 процента от общего числа учеников.
Среди воспитанников детских садов – 1,1 тыс. детей-мигрантов.
Наибольшее число детей-инофонов обучается в Жуковском, Боровском, Малоярославецком, Дзержинском районах, а также в Обнинске и Калуге. В регионе 32 школы, в которых доля детей иностранных граждан составляет более 10 процентов. В девяти школах (в основном сельских) количество детей, для которых русский язык не является родным, – от 25 до 50 процентов.
«Перелётные дети» на Калужской земле
Калужская площадка выбрана не случайно – в регионе накоплен большой опыт работы в этом направлении. Александр Аникеев рассказал о том, как в области проводится работа по адаптации и обучению детей иностранных граждан, детей-инофонов, какие успехи достигнуты, с какими проблемами приходится сталкиваться. По словам министра, если ранее регион активно принимал мигрантов из Армении, Нагорного Карабаха, Молдовы, Украины, то в последние пять лет наблюдается значительный рост числа выходцев из стран Средней Азии, прежде всего Таджикистана и Узбекистана. Многие из них принимают российское гражданство.– Самая главная проблема обучения детей-инофонов – проблема языковая, – отметил Александр Аникеев. – Многие дети, поступающие в наши школы, к сожалению, не владеют русским языком, а если и владеют, то на самом низком уровне. Новые вызовы в системе образования заставили нас искать адекватные ответы. С 2017 года в регионе стартовали проекты «Одинаково разные» и «Перелетные дети», направленные на социокультурную, языковую адаптацию детей-мигрантов. В 2019 году был запущен региональный проект «Мы разные, мы вместе», который в этом учебном году уже реализуется в 46 школах.
Всего проект разносторонне охватывает более 32 тысяч детей. Во всех школах организуется психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов и их семей. Все это позволило улучшить качество обучения детей, для которых русский язык не является родным.
В ходе семинаров гости Калуги посетили образовательные учреждения, в которых накоплен большой опыт в плане обучения детей-инофонов.
КСТАТИ
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов приказом № 581 от 3 августа 2023 года определил новый порядок организации образовательной деятельности, связанной с обучением в российских школах детей, плохо знающих русский язык или совсем не знающих его. Теперь школы вправе самостоятельно включать в учебный план курсы, дисциплины (модули), дополнительные программы по изучению русского языка детьми, слабо владеющими или вовсе не владеющими им. А это, как правило, дети трудовых мигрантов из Средней Азии. Чтобы определить потребность в организации подобных занятий, школы должны провести диагностику учеников на уровень владения русским языком. При этом порядок такой диагностики будет установлен локальным нормативным актом самого образовательного учреждения. Соответствующая норма будет действовать до 1 сентября 2027 года.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов приказом № 581 от 3 августа 2023 года определил новый порядок организации образовательной деятельности, связанной с обучением в российских школах детей, плохо знающих русский язык или совсем не знающих его. Теперь школы вправе самостоятельно включать в учебный план курсы, дисциплины (модули), дополнительные программы по изучению русского языка детьми, слабо владеющими или вовсе не владеющими им. А это, как правило, дети трудовых мигрантов из Средней Азии. Чтобы определить потребность в организации подобных занятий, школы должны провести диагностику учеников на уровень владения русским языком. При этом порядок такой диагностики будет установлен локальным нормативным актом самого образовательного учреждения. Соответствующая норма будет действовать до 1 сентября 2027 года.
Михаил БОНДАРЕВ. Фото из архива ИД «КГВ».