Уживётся ли неряха с чистоплюем?
30.11.2023
В журналистской практике сталкиваться с патологическими грязнулями приходится гораздо чаще – граждане жалуются на утонувших в мусоре соседей, ползущих из их захламленных квартир тараканов, мышей и сопровождающие все это «ароматы». Но когда человек до язв на руках постоянно надраивает полы и сантехнику, моет кота в растворе хлорки – это проблема не только бедного кота. Отчего люди становятся неряхами и отчаянными чистюлями, как выжить рядом с ними, мы обсуждали с Ольгой ДУВАЛИНОЙ, доцентом, кандидатом психологических наук, научным сотрудником Московского института психологии.
Фанаты бардака
– Ольга Николаевна, с какого момента можно считать, что беспорядок в доме уже не творческий, а патологический?– Здесь надо начать с того, что для каждого есть свое понятие порядка и комфорта. То, что нам кажется кучей мусора, другому человеку — организацией пространства. Порядок — это про границы и образ мыслей.
Грань между нормой и патологией очень тонкая. Нормальным считается, если мы не доставляем дискомфорта ни себе, ни окружающим. Самое интересное, что человек, который живет в бардаке, зачастую не видит в этом ничего плохого. Это может быть тот самый творческий беспорядок, который помогает творческому процессу. Если в захламленной комнате человек чувствует себя хорошо, может себя организовать, работать, то, скорее всего, это его состояние комфорта. Но в огромном числе случаев плохо и самому неряхе, и окружающим людям. Психологи единогласны: беспорядок в доме – отражение нашего внутреннего я – мыслей, желаний, эмоций. Моя практика показывает, что беспорядок дома – беспорядок в жизни.
– Есть люди, которые буквально порождают бардак. Это недостаток воспитания, воли или влияние среды?
– У такого поведения есть психологические причины. Среди них внутренний конфликт, когда мы не можем договориться сами с собой, депрессивное состояние непережитого горя. Беспорядок может говорить о разных вещах. Например, перегруженности или попытке как-то себя обезопасить. Бывает страх перед новым – люди боятся расставаться с беспорядком, старыми вещами, пустить в свою жизнь изменения. Есть такой психологический феномен – что привычно, то и хорошо. Привычка может быть плохая, некомфортная, но психика к этому адаптируется и человек не хочет ничего менять. Это может быть протест. К примеру, во взрослой жизни реализуется какая-то детская обида – родители слишком рьяно заставляли убираться, на старшего ребенка в большой семье возлагали много обязанностей по дому.
– На беспорядок часто жалуются родители подростков.
– Это сложный возраст – идет бурная перестройка организма, становление личностных ценностей, авторитетов, и все это может сопровождаться хаосом вокруг. Протестуя против порядка, ребенок пытается показать, что он уже взрослый – хочу убираюсь, хочу нет! Откровенно бунтуют против взрослых, которые безапелляционно требуют повиновения.
«Вот какой рассеянный»...
– Неорганизованность – просто черта характера?
– Нет. За рассеянностью часто стоит страх перед внешним миром – эта черта характерна для интровертов, предпочитающих одиночество социальным контактам. Они стремятся окружить себя книгами, одеждой, хламом, просто чтобы ощутить, что они не одни. Это может быть также инфантильная позиция. Инфантильные люди, часто не организованные сами по себе, какой уж там порядок вокруг. Кстати запросов «помогите мне стать организованным» – очень много.
Еще одна из причин беспорядка – низкая самооценка. Раскидывая вещи, человек пытается заявить о себе. Тотальная неуверенность в себе может выражаться в вечных жалобах, недовольстве окружающим миром, когда кругом все плохо.
Влияет также недостаток внимания. Люди подсознательно поддерживают бардак, пытаясь вызвать жалось и сочувствие к себе. Иной раз ради этого старики, имея достаток, отправляются на улицу просить милостыню. Если продолжать разговор о пожилых людях, то нередко первыми звоночками становится именно хаос и беспорядок, мнимый, надуманный вред, который им оказывают окружающие, им кажется, что у них все воруют, что-то подбрасывают, ущемляют, издеваются соседи. Здесь имеет место быть психическое заболевание. При этом такие люди могут быть очень социальными.
– Что вы скажете о «собирателях» – от десятков кошек в квартире до тысяч пачек старых газет.
– В психологической норме люди бережно относятся к животным, не причиняют им вреда. Патология начинается, когда это идет вразрез со здравым смыслов. Часто собирательством животных занимаются те, кто разочаровался в людях. И именно в них они видят понимание и преданность, которых не нашли среди людей. Нередко случается, что за патологическим собирательством всего и вся кроется психиатрический диагноз.
Настройка сознания
– Как быть родным и близким нерях?
– Беспорядок – дело частное. Как показывает практика, в большинстве браков происходит приспособление супругов друг к другу, хотя разбросанные по дому носки или незакрытый тюбик зубной пасты могут стать причиной больших скандалов. Но психологическая наука помогает такие вопросы решить.
– Каким образом?
– Знаю случай, когда жена жаловалась на мужа, который все кухонные полотенца использовал как обтирочный материал для обуви, полов и всего остального. По совету психолога женщина развесила дома таблички «Кухонное полотенце должно лежать на кухне», «Это полотенце для рук» и т.д. Вначале мужчина был в шоке – куда бы ни пошел, везде на них натыкался. В итоге в доме воцарился мир и порядок. Не зря мы в незнакомых местах обращаем внимание на таблички «Гасите свет», «Закрывайте дверь». Когда они развешаны по квартире, человек начинает указания принимать. Чтобы закрепить результат, нужно время. На табличках меняют надписи, развешивают их в новых местах, чтобы человек к ним не привыкал. Таковы методы настройки сознания. Вначале участием воли заставляем себя делать как надо, а потом это входит в автоматический режим.
Кстати
«Не утруждал себя соблюдением гигиены баснописец Иван Андреевич Крылов. Он крайне неохотно менял белье и вообще одежду, мылся только по «большим праздникам», никогда не причесывался. При этом даже в прохладную погоду сильно потел.
Крылов обожал всякую живность, в особенности птиц, которых регулярно подкармливал, сначала бросая корм за окно, а потом разбрасывая его по квартире. Птицы стаями залетали в комнаты, оставляя повсюду «следы пиршества», и улетали. Никто за ними не убирал. Грязь и пыль кругом была такая, что гости, иногда приходившие к писателю, не могли найти чистого места, чтобы присесть».
Беседовала Светлана МАЛЯВСКАЯ.
Рисунок Наталии Филимоновой.