28 ноября, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Рождённые сердцем

23.11.2023

«А правда, что ты не моя мама, что ты меня в животике не носила?» Этот вопрос пятилетнего сына застал приемную маму врасплох. Она готовилась к этому разговору, планировала его – в спокойной обстановке, рядом с мужем и сыном, глаза в глаза… Но детсадовские друзья сына опередили. Нужные слова нашлись сами: «Правда. В животике не носила. Я тебя носила в сердце…»


Сколько у меня детей? Много – 555 в школе и шестеро дома: трое кровных и трое приемных. Есть еще подопечные с детьми в разных районах области, которым я помогаю. 



Сила рода...

В юности о большой семье Оксана Домме не думала. Ее привлекала учеба, работа, общественная деятельность. Хорошие отметки в школе, диплом калужского педагогического института с отличием, студвесны, капустники, второе высшее образование…

Сегодня, анализируя свою жизнь, Оксана Ивановна признает: все идет из семьи. За ее плечами – большая семья, большой род, историю которого она знает и хранит. Она педагог, чиновник и многодетная мама «по наследству».

– Я стала мамой на пятом курсе института и была уверена, что одного ребенка мне достаточно, – с улыбкой вспоминает Оксана Ивановна. – Наверное, ценности многодетной семьи в нашу семью принес муж: Михаил был старшим из троих детей, а у меня – только сестра. Хотя… мои мама и папа тоже выросли в многодетных семьях, и вот это ощущение большой семьи, родни, которая поддерживает тебя в жизни, – это очень важно, и я это всегда ощущала и понимала.

Особенно эта поддержка была ощутима, когда в семье Домме появилась вторая дочка, а затем долгожданный сын. Помощь родителей обоих супругов позволила Оксане окончить институт, затем Северо-Западную академию госслужбы и аспирантуру Московского государственного педуниверситета.

Первыми о приемных детях в доме заговорили дочери – Валерия и Алина.

– Девочки учились в школе, которую посещали ребята из детского дома, и периодически начинали упрашивать взять в семью девочку или мальчика, с которыми вместе учились, – поясняет Оксана Ивановна. – Но у нас на тот момент даже условия не позволяли об этом задуматься – в определенный период жизни пришлось жить восьмерым в одной комнате, вместе с родственниками. А потом – девочки подросли, жизненные условия улучшились, и мы поняли, что готовы подарить любовь и заботу не только своим детям…

... и сила любви

Мысли о приемных детях не возникают просто так, убеждена Оксана Домме. В этом есть даже что-то мистическое, будто душа ребенка зовет и ищет тебя.

Но одного зова недостаточно, и подготовка была серьезной.

– Обучение в школе приемного родительства проходит не месяц и не два, и на этом этапе очень многие меняют свое решение, отказываются от мысли взять ребенка, – отмечает Оксана Ивановна, которая через несколько лет сама стала преподавателем этой школы.

Наконец им позвонили: есть годовалый мальчик, с которым можно познакомиться. Улыбка малыша сразу покорила приемную маму. Супруги забрали его, несмотря на все уговоры специалистов: ребенок паллиативный. Убеждали приемных родителей: «Огромное количество заболеваний, требуется операция…»

– Сейчас я знаю, что такое бывает: организм ребенка, который чувствует себя ненужным, включает механизм самоуничтожения – у него начинают отказывать абсолютно все органы, – рассказывает Оксана Ивановна. – Такое бывает даже у грудничков, об этом я позже слышала от сотрудников органов опеки. Именно это и происходило с нашим приемным сыном.

Но супруги тогда об этом не знали. Они просто сделали все возможное, чтобы вылечить, научить, развить, а главное – окружить малыша любовью. Это был первый в жизни Оксаны Ивановны «декретный отпуск», за первые же месяцы которого она похудела на 12 килограммов. Но она была не одна: рядом муж и старшие дочери, большая родня, которая своей помощью и примером помогла справиться.

– Я часто думаю о своих бабушке и дедушке, которые встретились после войны. Он – фронтовик, потерявший жену, с тремя детьми на руках. У нее погиб муж, и тоже было трое детей. Поженившись, они родили еще четверых. При этом деда партия отправила поднимать колхоз в Бабынинском районе, а бабушка, воспитывая всех детей, работала трактористкой. Они справились, хотя им было в разы тяжелее. Значит, и я справлюсь.

Сегодня в семье Домме трое приемных мальчишек. Родители успевают уделять внимание всем, «делая ставку» на их лучшие качества, способности и таланты. Один прекрасно поет, выступает на городских мероприятиях. Второй – спортсмен-победитель. Третий – лучший помощник на огороде и дома, трудолюбивый и старательный. Оба старших сына – кровный и приемный – кадеты в школе, директор которой Оксана Домме. Ну а дочери давно живут отдельно, подарив родителям двух внуков и внучку. Впрочем, слово «отдельно» здесь не подходит, и они сами, и их мужья знают, что они – члены большой дружной семьи, одной команды, где все поддерживают друг друга.

Оставаться человеком

«Самое главное – оставаться человеком». Такое напутствие дал Оксане Домме начальник областного департамента образования Геннадий Ловецкий, когда она много лет назад пришла работать в эту организацию. И этому принципу Оксана Ивановна следует и в работе, и в жизни.

Придя шесть лет назад в 8-ю школу, значительная часть учеников которой состояла на учете, она решила изменить ситуацию и создала кадетский класс с программой полного дня, который сегодня является гордостью учебного заведения. Она построила работу так, что школьники учатся лишь в первую смену, зато им всем есть чем заняться во вторую: множество кружков, общественная работа, фото- и видеостудия…

Но самое главное в школе, считает Оксана Домме, это коллектив единомышленников, члены которого готовы поддержать друг друга, как это принято в большой семье.

Наталья ЛУГОВАЯ.
Фото из архива семьи Домме.