27 декабря, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Недогазовка

02.11.2023

С 1 сентября вступили в силу поправки в Федеральный закон  «О газоснабжении в РФ» и Жилищный кодекс. До конца 2023 года каждый собственник газифицированного дома и квартиры с газовым оборудованием должен успеть перезаключить договор о техническом обслуживании и ремонте газового оборудования с газораспределительной организацией по новым типовым формам. Журналисты «КГВ» выясняли, как идет работа в регионе.


Безопасность прежде всего

    Для чего нужны нововведения? Стоит только посмотреть ленту федеральных новостей и увидеть, сколько в стране происходит «газовых» аварий в жилых домах, в том числе и с человеческими жертвами. Именно по причине износа и неисправности годами не проверявшегося оборудования чаще всего и случаются такие трагедии. Улучшить ситуацию призваны новые поправки в закон.

Согласно им изменяются требования к специализированным организациям, осуществляющим деятельность по техническому обслуживанию и ремонту газового оборудования. Раньше транспортировку газа и техническое обслуживание газового оборудования в многоквартирном жилом доме могли осуществлять разные компании: первую нанимала управляющая компания, вторую собственник жилья по своему выбору. Теперь договор ТО газового оборудования можно заключить только с газораспределительной организацией, у которой есть договор с вашей УК.

Кроме того, поправки предполагают усиление требований к техническому обслуживанию газового оборудования, а также к содержанию вентиляционных и дымовых каналов со стороны органов государственной власти, требований к обеспечению безопасной эксплуатации внутридомового и внутри-квартирного газового оборудования. И принцип «один многоквартирный дом – одна специализированная организация» облегчит надзор за соблюдением всех правил.


 А мы и не знали…


 – Тань, привет. Может, нам собрание жильцов организовать? Чего мы будем каждый по отдельности газовый договор заключать? Выберем ответственного – пусть он от имени всех заключит.

 – А у меня же есть договор.

 – Ты разве не знаешь, что сейчас нужно перезаключать по новой форме?

 – Нет, мне никто не говорил.

Этот разговор состоялся на днях у одной нашей сотрудницы с соседкой. Вот так – до конца перерегистрации два месяца, а многие жители (по крайней мере в Калуге) даже не знают о ее необходимости.

Однако, несмотря на неведение многих, в первые сентябрьские дни в единых клиентских центрах газораспределительных организаций образовались огромные очереди с хвостами на улице. По словам очевидцев, обслуживание одного клиента продолжалось более часа.

В конце октября мы посетили клиентские центры АО «Газпром газораспределение Калуга» (именно эта организация занимается поставкой газа в области), чтобы посмотреть, как обстоят дела сейчас. Первый пункт в Калуге – ул. Инженерная, 10.

 – Как можете видеть, у нас этот процесс проходит организованно, – объясняет и.о. начальника единого клиентского центра филиала компании Евгения Одинцова. – Каждый клиент, как в банке, получает электронный талончик и в порядке очереди подходит к окошку оператора. Вся беда в том, что многие клиенты приходят с неподготовленными документами, на доработку которых операторы вынуждены тратить дополнительное время. Вроде бы все подробно объясняли гражданам в СМИ и в объявлениях, которые вывешены в каждом подъезде, но все равно непонимание со стороны потребителей остается. Стараемся с каждым клиентом работать индивидуально, все подробно объясняем.

Маленькая ремарка: видимо, недостаточно было объявлений и не в каждом подъезде они висели, раз многие так и остались неосведомленными.

Среди неподготовленных документов, как правило, преобладают неоформленные заявки на регистрацию (перерегистрацию) по техническому обслуживанию газового оборудования. Многие управляющие компании организовали прием заявок в своих офисах. Но в единые клиентские центры газораспределительных организаций граждане, как правило, приходят без таких заявок, поскольку не знают об услуге в УК. А на оформление каждой требуется не менее двадцати минут.

 – Я не знала, что такую заявку можно оформить в управляющей компании, – признается пенсионерка Валентина Николаевна, пришедшая в единый центр на ул. Инженерной, 10, в Калуге. – Да и по документам выяснилось, что нужен паспорт на газовую плиту. А плита у меня старая, семидесятых годов. Паспорт на нее не сохранился. Вот сижу, жду, скоро уже час. Очередь движется медленно, а добиралась сюда я около часа.

Что касается утерянных паспортов на газовое оборудование, то на все типовые плиты или колонки такие паспорта должны быть в газораспределительных организациях. Иначе как той же Валентине Николаевне восстановить документацию на свою старую плиту? В единых клиентских центрах записывают наименование газового оборудования, на которое утеряны документы, со слов абонента. Поэтому необходимо хотя бы записать наименование газовой плиты или колонки, их модель или серию.

Гражданам приходится тратить много времени, чтобы добраться до единого клиентского центра. Для неработающих пенсионеров это допустимо, хотя и обидно. А как быть тем, кто работает и вынужден отпрашиваться у руководства? Ведь им-то приходится терять почти половину рабочего дня.

Примерно такая же картина и на территориальном участке АО «Газпром газораспределение Калуга» (ул. Билибина, д. 6): очередь не велика, но движется медленно.

  Чего-то ждём…


Ситуацию с перерегистрацией и регистрацией газового оборудования в многоквартирных домах можно было бы значительно упростить и избавиться об излишней бумажной волокиты, если бы управляющие компании пошли навстречу газораспределительным организациям и заключали бы договоры на регистрацию всего газового оборудования в отдельном жилом доме, стоящем на их обслуживании. Такой вариант вполне допустим после решения общего собрания жильцов, которым бы уже не пришлось индивидуально оформлять документы на свою квартиру. Но управляющие компании пока неохотно идут на такой вариант. Те УК, которые решили сотрудничать с газораспределительными организациями, скорее исключение из правил.

 – Мы продолжаем диалог с управляющими компаниями, – объясняет директор одного из наиболее крупных по числу абонентов подразделений АО «Газпром газораспределение Калуга» ОАО «Малоярославецмежрайгаз» Сергей Никулин. – Мы даже готовы им оплачивать такую услугу. С частными домовладениями несколько иначе: хотя договоры в них истекают уже после 1 января, мы все равно стараемся обойти каждый дом, объясняем, что перерегистрация газового оборудования необходима, ведь газовое оборудование во многих квартирах и частных домах в плохом состоянии, не обслуживалось годами.

Но население, видимо, выжидает, когда процедура перерегистрации будет упрощена.

 – Пока перерегистрировавших свое газовое оборудование очень мало – менее 10 %, – отмечает Сергей Никулин. – Продолжаем работать. 

Вопрос-ответ

Кому придется перезаключать договор?

Собственникам квартир многоквартирного дома, у которых договор на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования был заключен до 1 сентября 2023 года. Договор необходимо перезаключить по утвержденной Минстроем России типовой форме. Собственники должны это сделать до 1 января 2024 года.

Собственники домовладений (ИЖС), у которых договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования был заключен до 1 сентября 2023 года. Им нужно дождаться окончания срока действия договора.

Как можно заключить или перезаключить договор?

В едином клиентском центре напрямую с газораспределительной организацией.

Жильцы многоквартирных домов могут также провести общее собрание собственников и определить уполномоченное лицо, которое заключит единый (от имени всех жильцов дома) договор.

Кроме этого, перезаключение договора возможно на дому во время выполнения сотрудником организации планового технического обслуживания или ремонта газового оборудования. В этом случае собственнику при подаче заявки на ТО или ремонт нужно проинформировать диспетчера о намерении перезаключить договор и подготовить копии всех необходимых документов. Слесарь придет к абоненту с уже готовой формой договора.

Какие нужны документы для договора?

копия основного документа, удостоверяющего личность;

документ, подтверждающий право собственности в многоквартирном доме или домовладении, в котором расположено газовое оборудование;

документ, подтверждающий состав газового оборудования и соответствие его техническим требованиям (технические паспорта, сертификаты соответствия).

Речь идет только о типовом оборудовании (например, газовая плита «Брест» 1980 года и т.д.) Никакое самодельное или переделанное газовое оборудование перерегистрации подлежать не будет.

Сколько будет стоить договор на ТО со специализированной организацией?

Договор заключается бесплатно. Стоимость работ по техническому обслуживанию газового оборудования будет определяться в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Минстроем России. С ценами на работы по техническому обслуживанию можно ознакомиться в приложении к договору, есть они и на официальном сайте gro40.com. Стоимость работ зависит от количества и типа газового оборудования.

У жителей Калуги есть возможность перезаключить договор удаленно на сайте gro40.com, где нужно завести (если нет) личный кабинет и оставить заявку на заключение договора. Для этого необходимо скачать и заполнить бланк заявки, указав в ней перечень установленных приборов. После ксерокопию заявки и необходимый перечень документов прикрепить в предложенной на сайте форме. После этого специалист АО « Газпром газораспределение Калуга» подготовит договор, свяжется с потребителем и пригласит его для подписания договора в офис компании.



От редакции. Ну что же, предварительные итоги, на наш взгляд, неутешительны – около 90 % населения так и не оформили необходимые документы. Судя по черепашьим темпам, с которыми движется процесс, правительству, скорее всего, придется продлить сроки перерегистрации и подключить дополнительные ресурсы для оформления этих документов. В противном случае – приостанавливать подачу голубого топлива придется большинству потребителей.

Игорь МИХАЙЛОВ. Фото Сергея ЛЯЛЯКИНА.