18 января, Суббота
г. Калуга, ул. Марата 10

Он слышит, как лес дышит

12.10.2023
Он слышит, как лес дышит

Внедорожник для Вячеслава Чавгуна, ведущего охотоведа «Калугаоблохоты», – средство передвижения, рабочий кабинет, бывает, и место ночлега. До сотни километров наматывает он ежедневно, патрулируя вверенные ему в Хвастовичском районе угодья. На одного – 110 тысяч гектаров лесов, полян, низин! На этой площади могла бы разместиться сотня княжеств Монако! – Лес для меня – среда обитания. Больше половины времени здесь провожу. Я – человек леса. Сто процентов! – говорит он о себе.


Охотничья косточка


Лес в его родном поселке Еленский начинается практически за порогом. Скорее всего, ельники и дали название здешней речке Еленке и самому поселку. Несколько шагов со двора – ты уже под еловыми лапами. Народ в этих местах всегда жил лесом – древесина, грибы-ягоды, охота – ею почти все еленские мужчины занимались. Кусок дичины и в советские, и в голодные перестроечные времена на семейном столе лишним не был. А «приправленный» охотничьими рассказами и байками – еще вкуснее.

– Для старшего поколения это был образ жизни: часок свободный – сразу в лес на охоту. Потом хвастали, естественно. Стрелял с 30 метров, а скажет с 200 метров попал. Сказки хвастовичского леса! Где-то реальность, где-то и байки, но без них скучно было бы, – улыбается Вячеслав Чавгун.

Он охотник потомственный. Настоящим знатоком охоты был его отец Владимир Михайлович Чавгун. В 2000-х он организовал свое охотничье хозяйство, первым в области стал заниматься вольерным разведением дичи – кабанов, оленей – для выпуска в природу. Вячеслав, младший сын, не баловень – дороги на тракторе чистил, беседки ставил, кормушки ладил. Владимира Михайловича не стало несколько лет назад. Но дело его и память о нем живы.

– Мне лет 13 было, когда папа первый раз взял с собой на охоту. И так меня затянуло искусство ловчее – узнать, где зверь обитает, как себя ведет, чем кормится, как его можно выследить. «Я на охоту!» – важно говорил я домашним. Было интересно посмотреть, понять, как все устроено, чем лес живет. Когда повзрослел, в общество охотников вступил, ружье купил, лайку завел, – вспоминает Вячеслав Владимирович.

Он поступил в Орловскую региональную академию госслужбы. Экономика, менеджмент. Костюм, галстук. Осталась бы охота для него хобби, если бы однажды вечером отец не сказал, что в районе ищут кандидата на место охотоведа. «Пойдешь?» – спросил отец. Дремавший на диване Вячеслав пробурчал: «Пойду, пойду». Так решилась его судьба. Учился в вузе, работал, да еще поступил на отделение охотоведения в Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства (в те годы он назывался аграрным).

  – В этом году исполнилось 15 лет, как совмещаю хобби и работу. А если серьезно, убежден: чтобы стать охотоведом, надо побывать в шкуре охотника, знать и понимать охоту, чувствовать лес. При этом нельзя держать себя с охотниками запанибрата. За какие-то мелочи можно предупредить, пожурить, но за нарушения наказывать надо. Безнаказанность ни к чему хорошему не приведет. Охотовед должен быть справедливым. Отсюда начинаются уважение, порядок, – считает Вячеслав Чавгун.

Отношение к охоте меняется. Для многих молодых людей добыча уже не главное. Могут охотиться ради того, чтобы просто увидеть зверя. На самом деле это нормально. Ты понимаешь, если бы у тебя цель стояла добыть, ты бы добыл, а тут ты посмотрел на него и спокойно с радостной душой пошел домой.




– У ярых противников охоты я бы спросил: 
«А вы никогда не задумывались о мясе, которое покупаете в магазине, о скоте, который пошел под нож?» В отличие от дикого зверя, который имел шанс уйти от охотников, эти животные, не видевшие ни неба, ни воли, были обречены попасть к вам на обед, –  считает Вячеслав Чавгун.

 Самый трусливый зверь


Думаете, заяц? А вот и нет! Зверь этот хищный, двуногий, вооруженный и беспринципный. Называется «браконьер».

– Браконьеры на самом деле трусливы. Как только жареным запахло – пятки сверкают. Не раз приходилось видеть, когда нарушители как зайцы разбегались, – констатирует Вячеслав Владимирович.

Среди всех многочисленных обязанностей охотоведа, а их у него множество, от оценки охотничьих ресурсов до раскладки вакцин, борьба с браконьерами – одна из самых сложных. Тут в единый узел связаны законодательство, психология и даже традиции. Кстати, до 90-х годов XX века Еленский носил звание «браконьерской столицы» здешних мест. Делил сомнительную славу с поселком Пальцо Брянской области и парой населенных пунктов в Ульяновском районе нашего региона.

– С того времени многое изменилось. В 90-е годы, когда безнаказанности было гораздо больше, зверя столько выбили, что охотиться стало не на кого. Местные охотники сами начали солонцы делать, кормушки, зерно завозить – о природе заботиться, а не так, чтобы пиф-паф, загрузили и поехали.

Хочу отметить, что у старшего поколения охотников, хоть браконьерская слава не на пустом месте родилась, сохранялась культура охоты. Они были настоящие трудяги – с собаками занимались, в загоны ходили. В XXI веке проблема – браконьеры на машинах с тепловизорами. Едут по трассе – там посветили, там посветили. Карабины с лазерными прицелами. Стараются зверя добыть, мясо припрятать и как-то незаметно вывезти. По законодательству, если у вас есть продукция охоты – даже если вы без оружия, в пиджаке при галстуке везете с собой хоть ребро от кабана – будете отвечать. Отговорки «пошел за грибами, нашел тушу, решил – что ей пропадать!» не принимаются. Нашел – сообщи в полицию.
За годы, что я работаю охотоведом, браконьерства стало меньше. Большую часть района занимают леса. Основная концентрация зверя в чащах, где тепловизорами не побалуешь. Да и здешние охотники, если увидят кого подозрительного, сообщат. Понимание есть даже среди нарушителей. На рожон не лезут, – рассказал Вячеслав Чавгун.

Результаты работы могут подтвердить... звери. Там, где по ним беспрестанно палят, жить не будут. Встречаются черный аист, лебеди. Такого количества глухариных токов, как говорили специалисты, нет больше нигде в области. Второй год в район заходят медведи. В ельниках держатся зубры. Приходят сюда из национального парка «Орловское полесье». Летом их численность достигает 200-250 голов.

– Этой зимой у нас держалось стадо в 48 голов. Мы их хорошо принимали – скормили 50 тонн зерновых отходов! – говорит Чавгун.

Прикипел я к лесу. Втянулся в эту работу. Было иной раз желание, как у многих, послать все лесом. Не получалось то одно, то другое, зарплата, когда я начинал, была мизерная. Посещали мысли все бросить и уехать, но я их переборол. Лес оказался сильнее.


 Оттенки зелёного


Изумрудно-зеленый бархат сосняков-зеленомошников по берегам Рессеты, темно-зеленые островерхие ельники, солнечно-зеленые с салатовым отливом поляны, влажно-зеленые листья водяных лилий на лесных озерках… Не поддаться очарованию хвастовичских лесов невозможно. Кто сплавлялся по рекам, ходил в походы, это знают. Раз побывал – и тянет сюда как магнитом.

– Тут весной флотилии байдарок по Рессете ходят. Я не любитель сплавов, но всю Рессету от истока на моторе прошел и Жиздру. Есть у нас лесное озеро с островом. Местные его еще Мертвым называют. Рыба там не водится, видимо, из-за торфяной взвеси ей воздуха не хватает. Зато водные лилии в изобилии. Ковром цветут в середине лета. Здесь часто туристы бывают. Однажды зимой я на патрулирование выехал. Смотрю – стоит у озера машина «Ока», палатка. Оказалось, приехали на пленэр художники из Орла. Они озеро летом писали и решили зимой запечатлеть, – поделился наш охотовед.

Знакомы ему, и это не высокий стиль, буквально каждая тропинка, каждое озерцо, каждый родник. Расскажет, что эти после нынешнего засушливого сентября обмелели, эти – после страшных пожаров 2010 года. Больше месяца тогда стояла сушь. От удара молнии загорелись хвастовичские ельники. Огонь бушевал по району, подходил вплотную к населенным пунктам. Вячеслав тогда вместе со всеми лес тушил. Неделями жил в лагере с огнеборцами.

– Люди серьезнее стали к природе относиться. У нас в Еленском инициативная группа есть – родники чистим, колодцы, столики ставим, беседки. В Кудрявце, где усадьба Евграфа Комаровского – сенатора, генерал-адъютанта императора Александра I, участника Итальянского и Швейцарского походов Суворова, пруд на ручье Громовом прорвало. Наладится погода – местные жители будут ремонтировать плотину. Лес, если сравнивать с другими районами, у нас чище. Правда, приезжие свой мусор в пакет загрузят и увезут, а местные могут пластиковых бутылок накидать. Не так давно сладил беседку – нескольких досок нет. Кому понадобились? Есть еще над чем работать. Папа меня учил порядку. Во всем – в лесу, дома, в голове должен быть порядок, – отметил Вячеслав Владимирович.



В нынешнем году региональным минприроды Вячеслав Владимирович был удостоен звания «Почетный эколог Калужской области».

Супруга Евгения часто выезжает с мужем-охотоведом в лес. Их маленькой дочурке Валерии нет еще годика. Но папа с мамой уже планируют, как возьмут ее с собой на природу, покажут, как здесь красиво, какие звери и птицы леса населяют.
 – Наши места невозможно не любить. Столичных дачников у нас немного, а вот уроженцы наших краев, отработавшие в больших городах, выйдя на пенсию, возвращаются в родительские дома. Было бы больше работы – и молодежь бы здесь оставалась. Сто процентов, – убежден Вячеслав Чавгун.





Светлана МАЛЯВСКАЯ. 
Фото Георгия ОРЛОВА и из личного архива В. Чавгуна.