18 октября, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Мусор – в дело

06.10.2023

Как сообщало наше издание, область плотно работает над созданием комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Такое поручение дал президент России Владимир Путин. В области есть опыт по рекультивации мусорных полигонов, но задачу ликвидации стихийных мусорных свалок не решить без переработки и утилизации отходов.

В начале сентября губернатор Владислав Шапша поставил задачу открыть соответствующие перерабатывающие мощности в каждом муниципалитете.

Здесь хорошим примером может служить Износковский район, где уже работает мусороперерабатывающее предприятие «Экотехнопарк «Калуга», а компания «Аксион Рус», производственная площадка которой находится в поселке Мятлево, создает из пластиковых отходов шпалы.

Владислав ШАПША:

- Выделяйте на своих территориях площадки, думайте, какие предприятия будут работать с этим, как вы будете перерабатывать, минимизировать объемы, подлежащие дальнейшему хранению. Это общая задача, и без ее решения большую задачу, поставленную перед нами президентом России, не решить.


     Производственный процесс                                                                  

Производством железнодорожных композитных шпал из полностью переработанного пластика «Аксион Рус» занимается уже более 10 лет. Сырье закупается на полигонах ТБО Московской и Калужской областей, в том числе налажено сотрудничество с мусороперерабатывающим предприятием «Экотехнопарк «Калуга».

Генеральный директор компании Антон Абрамов показал, как организован производственный процесс. Он проходит в двух цехах. Сначала пластик в том виде, в котором люди выбрасывают его в мусорные контейнеры, для предварительной подготовки попадает в первый – грязновой – цех. Там его сортируют, тщательно моют, измельчают, взвешивают и упаковывают в нужных пропорциях. В качестве сырья подходят крышки от бутылок, пакеты, полиэтиленовые трубы, канистры, ящики, ведра, флаконы из-под косметических средств и бытовой химии.

В другом цехе привлекают внимание мешки с «дроблеными» шпалами: в одних – легкий пух из пакетов, в других – разноцветная или однотонная звенящая россыпь пластика. Моносырье загружается в бункеры, перемешивается до состояния однородной массы. Затем производственное оборудование, которое разогревает пластик, проталкивает его в большой пресс, работающий по принципу кондитерского шприца: необходимое количество смеси выдавливается в форму. Потом прессуется, запечатывается и ставится на охлаждение.

– Последним этапом производства является рентген на наличие пустот, так как они могут образовываться в процессе формовки и влиять на прочностные характеристики шпалы. Сейчас благодаря современным технологиям процент пустот составляет не более единицы, – рассказывает Антон Абрамов.

Кстати, производство шпал ведется на эксклюзивном оборудовании, которое было изготовлено по индивидуальным заказам и чертежам в единичном экземпляре в разных странах (Китай, Германия, Россия, Италия, Белоруссия) и не имеет аналогов.

     Служат полвека                                                                                       

По словам производителей, такие композитные шпалы уверенно заменяют традиционные – из дерева и железобетона. В отличие от деревянных, которые используют все реже, они не подвергаются воздействию воды и не «съедаются» термитами, их легче ремонтировать. Композитные шпалы служат в четыре раза дольше в климатических зонах с высокой влажностью и высокими температурами. Преимущество в сравнении с железобетонными: низкая вибрация, вес и простота в обслуживании. Шпалы из пластика в полтора раза прочнее даже новых деревянных и почти втрое легче железобетонных. Срок службы таких шпал почти полвека.

Шпалы из полностью переработанного пластика используют в метрополитенах и для трамвайных путей Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Таганрога, Пензы, Перми, Курска, Липецка и других городов России. На российских железных дорогах композитные шпалы в настоящее время везде проходят опытную эксплуатацию.

     Без вреда для экологии                                                                         

Еще один плюс изготовленных из вторсырья шпал –экологичность. В отличие от деревянных они не нуждаются в использовании креозола для защиты от воздействия ультрафиолета, воды, насекомых и т.д. При формировании шпалы не используется никаких дополнительных связующих компонентов, токсических веществ, поэтому она абсолютно безвредна для окружающей среды.

А что касается отработавших свой жизненный цикл шпал, то производители взяли на себя заботу по их утилизации. «Аксион Рус» выкупает у эксплуатирующей организации отслужившие шпалы и делает из них новые.

ЦИФРЫ
Каждый километр железнодорожного пути с композитными шпалами предотвращает складирование на свалке около 170 тонн пластиковых отходов, а на изготовление одной шпалы уходит примерно 75 килограммов ненужного пластика.

Ежегодно «Аксион Рус» производит порядка 120 тыс. шпал. Это 12 тыс. тонн переработанного пластикового мусора.