18 октября, Пятница
г. Калуга, ул. Марата 10

Не забудем, не простим!

22.09.2023

На процессе приведены многочисленные примеры преступлений, совершенных немецко-фашистскими захватчиками на оккупированных территориях нашего региона.


   Чудовищная находка                                                            

Все началось 21 октября 2020 года, когда в деревне Крюково Барятинского района были обнаружены зарытые в землю многочисленные скелетированные останки людей с огнестрельными ранениями. Следователи, судебно-медицинские эксперты и другие специалисты провели большую работу, которая позволила установить, что в общей могиле лежат не менее 124 местных жителей, убитых немецкими оккупантами в январе 1942 года.

Большая часть останков принадлежала женщинам, детям и старикам. Никакой реальной угрозы солдатам врага эти обессиленные войной, голодом и лишениями люди не представляли. Цель их убийства была очевидна – сознательное истребление русского населения на захваченных нацистами территориях.

На первом судебном заседании выступили прокурор области Константин Жиляков и глава региона Владислав Шапша. Они привели многочисленные примеры массового истребления мирного населения гитлеровскими солдатами: расстрелы целых семей, уничтожение сел и деревень вместе с населением, пытки, доведение до смерти от голода и холода.

Константин Жиляков подчеркнул, что историческая правда тоже требует правовой защиты. Вступившее в законную силу судебное решение об установлении факта геноцида – это документ, имеющий обязательную юридическую силу и влекущий правовые последствия. Совокупность собранных прокуратурой области материалов свидетельствует о необходимости признания в судебном порядке совершенных нацистами злодеяний военными преступлениями, преступлениями против человечности и геноцидом народа Советского Союза. Владислав Шапша от имени правительства региона поддержал заявление прокурора.

   Показания очевидцев                                                           

Константин Жиляков зачитал на суде показания Анны Болюновой, которая в 12 лет стала очевидцем убийств мирных жителей в деревне Крюково. Вместе с матерью, шестью другими детьми и несколькими взрослыми они спрятались в землянке. Трое суток просидели там без еды и воды. Когда вышли наружу, увидели, что от деревни не осталось ни одного дома, все сожгли фашисты. Повсюду лежали расстрелянные односельчане. Оставшихся в живых немцы согнали в два дома.

«Заходят – мы сидим по стеночке. Пальцем показывают, подзывают и говорят: «Ком, ком». Выведут так по пять человек и расстреляют. Потом решили всех расстрелять. Погнали нас в конюшню, закрыли там. Все плакали, прощались, были уже готовы к смерти. Вдруг подъехал один немец – и все неожиданно отменили. Решил, что нужна рабочая сила.

Придумали использовать детей, чтобы таскать трупы расстрелянных жителей деревни. Мы их таскали, складывали друг на друга посередине деревни, у колодца… Приходили за нами часов в восемь, до четырех-пяти часов вечера таскали. Нас никто не кормил, есть нечего было. Вечером разрешали самим сварить чугун картошки, которую надо было добыть под полом сожженных домов, разбрасывая пожарище», – поделилась воспоминаниями Анна БОЛЮНОВА.

Свидетельские показания на суде дала Зинаида ИНЮТИНА, пережившая те страшные события в детском возрасте. Ей было 2 года, когда оккупанты устроили массовый расстрел жителей ее родной деревни Бельня в Барятинском районе. Зинаида Ивановна чудом выжила и хорошо запомнила рассказы матери, старшей сестры и односельчан о зверствах фашистов.

 – В ночь на 14 января половину нашей деревни там, где жили все родные матери, немцы начали выгонять. Кто-то прятался. Семья брата матери, у него трое детей было, они в погреб опустились, но немцы туда кинули гранату. Дети остались живы, а мать убили. Всех остальных расстреляли возле колодца в середине деревни, так они и лежали до апреля месяца. Мама рассказывала, что на работу они ходили через убитых своих родных. Каждый день – утром и вечером, – рассказала Зинаида Ивановна.

   Тысячи примеров                                                                 

В 1942 году каратели убили 46 жителей деревни Федоровка Ульяновского района. Тела 51 расстрелянной женщины и 50 детей обнаружили в деревне Побуж Козельского района.

В Калуге расстреляли женщину с пятилетним ребенком только за то, что она – жена красноармейца. В Жиздре казнили всю семью из семи человек потому, что восьмилетний Витя Милованов якобы украл у немца пачку сигарет. 13-летнего подростка в Тарусском районе гитлеровцы застрелили, когда он просто бегал по улице с санками.

Партизаны в Думиничах шесть дней сдерживали атаки фашистов. После того, как населенный пункт был взят, немцы расстреляли всех, кого сумели найти, включая детей. Тела убитых бросали под гусеницы танков. А потом полностью уничтожили рабочий поселок.

Колхозница Дарья Линушкина в Кременках отказалась подчиняться оккупационным порядкам. За это ее расстреляли. Председатель колхоза в деревне Ершово Григорий Дремин не стал работать на оккупантов. Его пытали, держали раздетым на морозе. Потом тяжело ранили и еще живого закопали в землю на глазах у его семьи и односельчан.

   Без срока давности                                                              

Судебный процесс в Калуге – уже 16-й по счету в Российской Федерации. Все они проходят в рамках Всероссийского проекта «Без срока давности», инициированного президентом России Владимиром Путиным. Рассекреченные архивные документы помогают выявлять новые преступления немецко-фашистских захватчиков и их пособников и давать им юридическую оценку.

В нашем регионе расследование было осложнено тем, что до 1944 года Калужской области не существовало. Следователям пришлось обращаться к архивам Московской, Смоленской, Брянской и Орловской областей, в состав которых тогда входили наши территории.

Рассмотрение дела продолжается. На состоявшихся заседаниях были заслушаны и другие свидетели, а также поисковики и эксперты. Ожидается, что окончательный вердикт суд вынесет 27 сентября.

___________________________________________

Владислав ШАПША:
 – Преступлений фашистов не счесть. У них нет срока давности и нет оправданий. Мы обязаны помнить и бороться за правду. Бороться жестко и бескомпромиссно, чтобы злодеяния нацизма не были забыты и никогда не повторились. 80 лет назад Калужская область была освобождена, но нам нужно продолжать изучать обстоятельства и идентифицировать конкретных участников этих бесчеловечных преступлений.

Константин ЖИЛЯКОВ:
– Мы собрали совокупность неопровержимых свидетельств преднамеренного, заранее спланированного истребления мирного населения и военнопленных в период с октября 1941 года по сентябрь 1943 года на территории районов, входящих в настоящее время в Калужскую область. Немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками расстреляно, убито, повешено, замучено и угнано в Германию более 320 тысяч мирных граждан, в том числе женщин, стариков, детей и военнопленных.


СПРАВКА

За время гитлеровской оккупации на территории сегодняшней Калужской области полностью уничтожено >320 населенных пунктов, 7,3 тыс. общественных зданий, 6,7 тыс. зернохранилищ. Разграблено и уничтожено 3,4 тыс. колхозов, 2 тыс. скотных дворов. Выведены из строя заводы, фабрики, коммунальные и пищевые предприятия, разрушены школы и больницы. Общий размер ущерба в переводе на современный курс составляет почти 13 трлн рублей.