19 сентября, Четверг
г. Калуга, ул. Марата 10

Сия коврижка - калужская

07.09.2023

«Лакомство хлебенное на меду с добавлением пряностей» - так описывает пряник Владимир Даль. Сегодня всем знакомы тульские пряники. Но далеко не каждый знает, что в XVIII - XIX веках Калуга славилась своим печатным пряником. В калужских было больше меда, чем в тульских. А еще в них добавляли изюм и варенье, поэтому сдоба получалась особенно вкусной и сочной. Пряники изготавливали в специальных мастерских. Одна из них располагалась в Калуге, на улице Воскресенской, - пряничная Курилиных - Постниковых. Кстати, во многих пряничных делали и наше знаменитое калужское тесто, основа которого - молотые ржаные сухари с различными добавками.


Сладкое наследие

Так что же такое «печатный пряник»? Делали его просто. Месили тесто, в него добавляли разные вкусности, в первую очередь пряности, которые привозили из стран Востока. Прежде чем ставить в печь, брали пряничные доски и накладывали на тесто - печатали.

- Идут века, но принцип изготовления печатных пряников все тот же: используются пряничные формы. Самые популярные - пряничные доски. Есть металлические и пластиковые формы, в большом количестве их передала нам калужская кондитерско-макаронная фабрика, которой сегодня уже, к сожалению, нет, - рассказывает экскурсовод Музея-заповедника «Усадьба Золотаревых» Елена Беспамятнова.

В музее хранится огромное количество таких форм, но зрителям представлено лишь несколько родом из XIX века. Затейливый рисунок на пряничных досках можно рассмотреть в деталях.

«Орлиная» доска впечатляет размером. Но, оказывается, были доски гораздо больше - иногда пряники с трудом помещались на две рядом стоящие телеги! Такого исполина везли на ярмарку, где продавали чаще всего целиком, не разрезая. Семьи тогда были многодетными, все домочадцы собирались за столом попить чаю и закусить печатным пряником. Причем любили это лакомство как представители высшего света, так и крестьяне.

Пряничные традиции



Также в экспозиции можно увидеть пряничные доски с надписью, петушком и сердечком. Кстати, орнамент с сердечком был востребован - пряники с сердечком тоже имели свою традицию. Если парень был влюблен в девушку, он дарил ей «сердечный» пряник. Были случаи, когда юноша стеснялся открыто выразить свои чувства. Он молча подавал избраннице пряник, и девушка без слов понимала: он в нее влюблен!

А вот петушок - это древний символ, восходящий к язычеству. Считалось, что петух своим утренним «кукареку» оберегал людей от нечистой силы, в которую верили наши предки. Поэтому мы можем увидеть эту птицу на прялках, вышивке, фасадах домов, а еще на изображении пряничных форм. Люди с удовольствием покупали пряники с петушком.


   

Пряники с надписью тоже быстро раскупали. Чтобы прочитать такую на одной из музейных досок, ее нужно отпечатать на тесте или просто взять зеркальце, тогда все станет понятно. Здесь написано: «Сия коврижка - калужская». «Коврижка», кстати, синоним слова «пряник».

Раньше без пряников не обходилось ни одно торжество - они были гвоздем программы даже на свадьбах! Причем иногда такой пряник не проходил в дверь, тогда ее снимали с петель. Дома угощение разрезали на части и потчевали гостей.
Были пряники разгонные. Если торжество подходило к концу, а гости не торопились уходить, каждому давали по кусочку лакомства, и все понимали: пора знать меру и покинуть дом молодоженов.

Еще существовал такой обычай: свадебные пряники несли, держа в руке, и все проходящие мимо, это видя, знали, что человек возвращается со свадебного пира.

Также с пряниками связаны игры, которые, кстати, характерны только для Калужской земли (в других губерниях такие игры не наблюдались). Играли в них… мужчины на ярмарках, которые порой длились до нескольких дней, поэтому игр тоже было несколько. Например, брали небольшой печатный пряник и ребром ладони ударяли по нему так, чтобы он распался на две равные части. Это требовало особого мастерства, у кого получалось, тот выигрывал сразу несколько пряников. А еще их кидали. Чей пролетал дальше и, падая, не разбивался, тот становился победителем. В качестве награды ему также доставались все сласти. Были такие ловкачи, что выигрывали  до воза такого десерта. При этом они могли прожить сами и прокормить свою семью, продавая выигранное.


- До сих пор у краеведов идет спор, какой пряник появился раньше - тульский или калужский, - говорит Елена Беспамятнова. - Есть мнение, что калужский. Я общалась с представителями кондитерско-макаронной фабрики, где был пряничный цех. Там делали наши пряники, в том числе самые известные - «Калужский сувенир». В конце 1960 - начале 1970-х годов работники этого цеха много времени провели в архивах - они глобально изучали рецептуру пряников двух регионов. На основе этих данных можно утверждать, что в калужском прянике было больше пряностей, а также более вкусная начинка.

    Один из экспонатов - большая доска, по окантовке которой идет геометрический растительный орнамент, а в центре - изображение орла - символа царской власти. Такие пряники были очень популярны в народе, их так и называли - «орленые» или «пряники с орлом».


Фото автора.